Перейти к основному содержанию

Статья 1 УПК РФ. Законы, определяющие порядок уголовного судопроизводства

Новая редакция Ст. 1 УПК РФ

1. Порядок уголовного судопроизводства на территории Российской Федерации устанавливается настоящим Кодексом, основанным на Конституции Российской Федерации.

2. Порядок уголовного судопроизводства, установленный настоящим Кодексом, является обязательным для судов, органов прокуратуры, органов предварительного следствия и органов дознания, а также иных участников уголовного судопроизводства.

3. Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью законодательства Российской Федерации, регулирующего уголовное судопроизводство. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные настоящим Кодексом, то применяются правила международного договора. Не допускается применение правил международных договоров Российской Федерации в их истолковании, противоречащем Конституции Российской Федерации. Такое противоречие может быть установлено в порядке, определенном федеральным конституционным законом.

Комментарий к Статье 1 УПК РФ

1. Порядок производства по уголовным делам на территории Российской Федерации определяется только законами.

2. В случаях, когда статья Конституции РФ является отсылочной, следователь (дознаватель и др. <1>) и судьи при производстве уголовно-процессуальной деятельности должны применять закон, регулирующий возникшие правоотношения. Наличие решения Конституционного Суда РФ о признании неконституционной той или иной нормы закона не препятствует применению закона в остальной его части.
--------------------------------
<1> Здесь и далее термином "следователь (дознаватель и др.)", если иное специально не оговорено, подменяется целая группа субъектов уголовного процесса, состоящая из дознавателя, представителя органа дознания, исполняющего поручение (указание) органа предварительного расследования, начальника подразделения дознания, органа дознания, следователя, руководителя следственного органа и руководителя (члена) следственной группы (группы дознавателей), а в случае производства процессуальных действий также из следователя-криминалиста.

3. Обязательными для исполнения также признаются указания Генерального прокурора РФ по не требующим законодательного регулирования вопросам дознания (ст. 30 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" <2>).
--------------------------------
<2> См.: Собр. законодательства РФ. 1995. N 47. Ст. 4472.

4. В силу п. 3 ст. 5 Федерального закона "О международных договорах Российской Федерации" положения официально опубликованных международных договоров Российской Федерации, не требующие издания внутригосударственных актов для применения, действуют в Российской Федерации непосредственно. В иных случаях наряду с международным договором Российской Федерации следует применять и соответствующий внутригосударственный правовой акт, принятый для осуществления положений указанного международного договора <3>.
--------------------------------
<3> См.: Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 10 октября 2003 г. N 5 "О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации" // Бюллетень Верховного Суда РФ. 2003. N 12.

5. К признакам, свидетельствующим о невозможности непосредственного применения положений международного договора Российской Федерации, относятся, в частности, содержащиеся в договоре указания на обязательства государств-участников по внесению изменений во внутреннее законодательство этих государств.

6. При рассмотрении судом уголовных дел непосредственно применяется такой международный договор РФ, который вступил в силу и стал обязательным для Российской Федерации и положения которого не требуют издания внутригосударственных актов для их применения и способны порождать права и обязанности для субъектов национального права.

7. Непосредственному применению подлежат те вступившие в силу международные договоры, которые были официально опубликованы в Собрании законодательства РФ или опубликованы в Бюллетене международных договоров и размещены (опубликованы) на официальном интернет-портале правовой информации (www.pravo.gov.ru) в порядке, установленном ст. 30 Федерального закона "О международных договорах Российской Федерации".

8. Международные договоры, которые имеют прямое и непосредственное действие в правовой системе Российской Федерации, применимы судами, в том числе военными, в частности:

- если международным договором РФ установлены иные правила судопроизводства, чем уголовно-процессуальным законом РФ;

- если международным договором РФ регулируются отношения, в том числе отношения с иностранными лицами, ставшие предметом судебного рассмотрения (например, жалоб на решения о выдаче лиц, обвиняемых в совершении преступления или осужденных судом иностранного государства).

9. Согласие на обязательность международного договора для Российской Федерации должно быть выражено в форме федерального закона, если указанным договором установлены иные правила, чем федеральным законом.

10. Неправильное применение судом общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров РФ может являться основанием к отмене или изменению судебного акта. Неправильное применение нормы международного права может иметь место в случаях, когда судом не была применена норма международного права, подлежащая применению, или, напротив, суд применил норму международного права, которая не подлежала применению, или когда судом было дано неправильное толкование нормы международного права <4>.
--------------------------------
<4> См.: Там же.

11. Толкование международного договора должно осуществляться в соответствии со ст. ст. 31 - 33 Венской конвенции о праве международных договоров от 23 мая 1969 г. Согласно п. "b" ч. 3 ст. 31 Венской конвенции при толковании международного договора наряду с его контекстом должна учитываться последующая практика применения договора, которая устанавливает соглашение участников относительно его толкования.

12. Российская Федерация как участник Конвенции о защите прав человека и основных свобод признает юрисдикцию Европейского суда по правам человека обязательной по вопросам толкования и применения Конвенции и протоколов к ней в случае предполагаемого нарушения Российской Федерацией положений этих договорных актов, когда предполагаемое нарушение имело место после вступления их в силу в отношении Российской Федерации. Поэтому применение судами вышеназванной Конвенции должно осуществляться с учетом практики Европейского суда по правам человека во избежание любого нарушения Конвенции о защите прав человека и основных свобод <5>.
--------------------------------
<5> См.: Там же.

13. Исходя из п. 2 Постановления Верховного Совета РСФСР от 12 декабря 1991 г. N 2014-1 "О ратификации Соглашения о создании Содружества Независимых Государств", до принятия соответствующих законодательных актов Российской Федерации нормы бывшего Союза ССР и разъяснения по их применению, содержащиеся в постановлениях Пленума Верховного Суда Союза ССР, могут применяться судами в части, не противоречащей Конституции РФ, законодательству Российской Федерации и Соглашению о создании Содружества Независимых Государств <6>.
--------------------------------
<6> См.: Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 22 апреля 1992 г. N 8 "О применении судами Российской Федерации постановлений Пленума Верховного Суда Союза ССР" // Комментарий к постановлениям пленумов Верховных Судов РФ (РСФСР) по уголовным делам. 2001. С. 283 - 284.

14. Если уголовно-процессуальным законом не урегулирован порядок производства (оформления и др.) какого-либо непосредственно связанного с уголовным процессом или даже названного в УПК действия (решения), допустимо использование уголовно-процессуальной нормы, регулирующей производство наиболее сходного с ним случая. К примеру, процедура получения объяснений и истребования в порядке ст. 144 УПК документов и предметов, а равно опроса лиц с их согласия в порядке ст. 86 УПК законом не урегулирована. Именно поэтому при оформлении протокола-истребования максимально используется предусмотренная уголовно-процессуальным законом форма протокола выемки, а в случае получения объяснения (опроса) у лица, не достигшего четырнадцати лет, как и при допросе таких свидетелей аналогичного же возраста (статья 191 УПК России), рекомендуется приглашать педагога. Законодатель не запрещает применение уголовно-процессуальных норм по аналогии, если при этом не будут ущемлены права и законные интересы участников процесса.

15. Установленный уголовно-процессуальными законами порядок осуществления уголовно-процессуальных действий и принятия уголовно-процессуальных решений является единым и обязательным по всем уголовным делам и для всех судов, судей и следователей (дознавателей и др.) России.

16. См. также содержание и комментарий к ст. ст. 420, 434, 457, 462 УПК.

Другой комментарий к Ст. 1 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации

1. Конституция РФ содержит ряд принципов и более конкретных норм, определяющих порядок уголовного судопроизводства (ст. ст. 21, 22, 25, 46, 47, 48, 49, 50, 51, 52, 118 - 123).

Пленум Верховного Суда РФ в Постановлении от 31 октября 1995 г. N 8 "О некоторых вопросах применения судами Конституции РФ при осуществлении правосудия" указал, что следует "во всех необходимых случаях применять Конституцию РФ в качестве акта прямого действия" со ссылкой в приговоре суда (ином судебном решении) на соответствующую статью Конституции. Однако в Основном Законе немало и таких норм-принципов, которые могут применяться лишь путем отраслевого правового регулирования.

В соответствии со ст. 101 Федерального конституционного закона от 21 июля 1994 г. "О Конституционном Суде Российской Федерации" судья обязан обратиться в Конституционный Суд, если примененный или подлежащий применению закон противоречит Конституции РФ, для решения вопроса о его аннулировании независимо от того, сомневается судья в конституционности закона или убежден в его неконституционности. Только так можно устранить из правовой системы неконституционную норму.

2. Настоящим Кодексом установлен порядок уголовного судопроизводства. Он может в какой-то мере определяться и законами непроцессуального характера (например, в соответствии со ст. 35 Федерального конституционного закона от 30 мая 2001 г. "О чрезвычайном положении" допускается изменение подсудности уголовных дел по решению Верховного Суда РФ). Отдельные процессуальные нормы содержатся в Федеральном законе от 15 июля 1995 г. "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений" <1>, Законах РФ от 26 июня 1992 г. "О статусе судей в Российской Федерации" <2>, от 3 апреля 1995 г. "Об органах Федеральной службы безопасности в Российской Федерации" <3>, от 17 января 1992 г. "О прокуратуре Российской Федерации" в редакции Федерального закона от 17 ноября 1995 г. <4> и др. в части, не противоречащей настоящему Кодексу.
--------------------------------
<1> СЗ РФ. 1995. N 29. Ст. 2759.

<2> Ведомости СНД и ВС РФ. 1992. N 30. Ст. 1792.

<3> СЗ РФ. 1995. N 15. Ст. 1269.

<4> СЗ РФ. 1995. N 47. Ст. 4472.

Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры, ратифицированные Россией, являются составной частью ее правовой системы. В иерархии источников права они стоят выше законов РФ (ч. 4 ст. 15 Конституции РФ).

Если отдельные положения международного пакта или конвенции не нашли отражения в российском законодательстве, они могут применяться судами непосредственно. Ссылаясь на Европейскую конвенцию 1950 г. о защите прав человека и основных свобод, суды должны учитывать многочисленные прецеденты Европейского суда, которыми обросла Конвенция за более чем 50-летний срок ее существования.

3. В случае противоречия УПК РФ и других законов Конституции РФ, а также постановлениям Конституционного Суда РФ действуют соответственно Конституция и постановления Конституционного Суда.

4. Все участники уголовного процесса обязаны соблюдать установленный Конституцией, УПК РФ и другими законами порядок судопроизводства.

5. При наличии противоречия между УПК РФ, другими законами РФ и общепризнанными принципами и нормами международного права, а также заключенными Россией международными договорами действуют последние (ч. 4 ст. 15 Конституции РФ), за исключением случаев, когда при ратификации международного договора Государственная Дума РФ сделала оговорку о временном неприменении в России отдельных положений международного договора.

Порядок уголовного судопроизводства определяет не только УПК РФ, но и Конституционный Суд РФ, когда он признает не соответствующими Конституции отдельные нормы УПК РФ. Постановления Конституционного Суда являются источниками права, но со знаком минус, так как благодаря им из правового поля устраняются "сорняки", т.е. неконституционные нормы, и это существенно изменяет порядок судопроизводства. Суды и другие государственные органы обязаны исполнять эти постановления, не дожидаясь, когда на них прореагирует Государственная Дума. В таких ситуациях суды в приговорах и решениях должны ссылаться не на закон, признанный неконституционным, а на постановление Конституционного Суда.

Дума повторным голосованием не вправе принять закон, признанный неконституционным.

6. Подзаконные нормативные акты, в частности Указы Президента РФ, ведомственные инструкции и т.п., не могут быть источниками уголовно-процессуального права, хотя они играют важную роль в разъяснении и конкретизации уголовно-процессуального законодательства. Постановления Пленума Верховного Суда РФ содержат разъяснения по вопросам судебной практики (ст. 126 Конституции РФ), обобщают ее и дают ей направления в рамках закона, не создавая при этом норм права.

7. Принятие уголовно-процессуального законодательства - исключительная компетенция Российской Федерации (п. "о" ст. 71 Конституции РФ).

8. Любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения (ч. 3 ст. 15 Конституции РФ).