Перейти к основному содержанию

Статья 11 УПК РФ. Охрана прав и свобод человека и гражданина в уголовном судопроизводстве

Новая редакция Ст. 11 УПК РФ

1. Суд, прокурор, следователь, дознаватель обязаны разъяснять подозреваемому, обвиняемому, потерпевшему, гражданскому истцу, гражданскому ответчику, а также другим участникам уголовного судопроизводства их права, обязанности и ответственность и обеспечивать возможность осуществления этих прав.

2. В случае согласия лиц, обладающих свидетельским иммунитетом, дать показания дознаватель, следователь, прокурор и суд обязаны предупредить указанных лиц о том, что их показания могут использоваться в качестве доказательств в ходе дальнейшего производства по уголовному делу.

3. При наличии достаточных данных о том, что потерпевшему, свидетелю или иным участникам уголовного судопроизводства, а также их близким родственникам, родственникам или близким лицам угрожают убийством, применением насилия, уничтожением или повреждением их имущества либо иными опасными противоправными деяниями, суд, прокурор, руководитель следственного органа, следователь, орган дознания, начальник органа дознания, начальник подразделения дознания и дознаватель принимают в пределах своей компетенции в отношении указанных лиц меры безопасности, предусмотренные статьями 166 частью девятой, 186 частью второй, 193 частью восьмой, 241 пунктом 4 части второй и 278 частью пятой настоящего Кодекса, а также иные меры безопасности, предусмотренные законодательством Российской Федерации.

4. Вред, причиненный лицу в результате нарушения его прав и свобод судом, а также должностными лицами, осуществляющими уголовное преследование, подлежит возмещению по основаниям и в порядке, которые установлены настоящим Кодексом.

Комментарий к Статье 11 УПК РФ

1. Каждый субъект уголовного процесса должен знать все и свои права и обязанности. В ряде статей, посвященных конкретной разновидности субъектов, говорится об обязанности разъяснения таковым лишь тех прав, которые закреплены в этой отдельно взятой статье. Между тем исходя из правил ч. 1 к.с. следователь (дознаватель и др.), суд (судья) должен разъяснять последним и все остальные (закрепленные в других статьях УПК РФ) их уголовно-процессуальные права и обязанности.

2. Обязанность разъяснения прав и обязанностей возлагается не только на суд, прокурора, следователя, дознавателя, но и на судью, а при определенных обстоятельствах также и на руководителя следственного органа, начальника подразделения дознания, руководителя (члена) следственной группы (группы дознавателей), а равно на следователя-криминалиста.

3. Права и обязанности разъясняются всем вовлекаемым в сферу уголовного процесса субъектам, за исключением суда, судьи, прокурора, следователя (дознавателя и др.), начальника органа дознания, а равно адвоката (см. также комментарий к ст. 53 УПК РФ).

4. Несоблюдение изложенного в ч. 1 к.с. требования может быть признано нарушением уголовно-процессуального закона, которое будет служить основанием отмены судебного решения по делу <47>.

--------------------------------
<47> См., к примеру: Определение Военной коллегии Верховного Суда РФ от 6 февраля 1997 г. // Бюллетень Верховного Суда РФ. 1997. N 8.

5. Иные меры безопасности, о которых упоминается в ч. 3 к.с., предусмотрены прежде всего Федеральным законом от 20 августа 2004 г. N 119-ФЗ "О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства" <48>.

--------------------------------
<48> См.: Собр. законодательства РФ. 2004. N 34. Ст. 3534.

6. Решение о применении данных мер безопасности при наличии к тому правовой основы в принципе мог бы принять и руководитель следственного органа по делу, находящемуся в производстве подчиненного ему следователя. Однако согласно ч. 2 ст. 3 Федерального закона от 20 августа 2004 года N 119-ФЗ "решение об осуществлении государственной защиты принимают суд (судья), начальник органа дознания, руководитель следственного органа или следователь с согласия руководителя следственного органа, в производстве которых находится заявление (сообщение) о преступлении либо уголовное дело, если иное не предусмотрено уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации". Применительно к статусу руководителя следственного органа иное не предусмотрено УПК РФ. Таким образом, решение об осуществлении государственной защиты руководитель следственного органа вправе принять лишь по заявлению (сообщению) о преступлении либо уголовному делу, находящемуся у него в производстве. Когда же заявление (сообщение) о преступлении либо уголовное дело принято к производству подчиненным ему следователем, последний и выносит (хотя, несомненно, и с согласия руководителя следственного органа) рассматриваемое постановление.

7. И еще один не менее значимый момент. К.с. не содержит исчерпывающего перечня участников уголовного процесса, уполномоченных применять предусмотренные ч. 9 ст. 166, ст. 186, ч. 8 ст. 193 УПК РФ меры безопасности.

8. Здесь ничего не сказано о руководителях и членах следственных групп (групп дознавателей), а равно о начальнике подразделения дознания. Между тем, несомненно, и последние по делам, находящимся в их производстве, не только вправе, но и в ряде случаев обязаны применить соответствующие меры безопасности. Так, при необходимости обеспечить безопасность потерпевшего, его представителя, свидетеля, их близких родственников, родственников и близких лиц по находящемуся в производстве начальника подразделения дознания (следственной группы, группы дознавателей) уголовному делу последний вправе в протоколе следственного действия, в котором участвуют потерпевший, его представитель или свидетель, не приводить данные о личности таковых. В этом случае руководитель, а равно член следственной группы (группы дознавателей) с согласия руководителя следственного органа (начальника органа дознания <49>) либо начальник подразделения дознания с согласия начальника органа дознания выносит постановление, в котором излагаются причины принятия решения о сохранении в тайне этих данных, указывается псевдоним участника следственного действия и приводится образец его подписи, которые он будет использовать в протоколах следственных действий, произведенных с его участием. Постановление помещается в конверт, который после этого опечатывается, приобщается к уголовному делу и хранится при нем в условиях, исключающих возможность ознакомления с ним иных участников уголовного судопроизводства. В случаях, не терпящих отлагательства, указанное следственное действие может быть произведено на основании постановления руководителя или члена следственной группы (группы дознавателей), а равно начальника подразделения дознания о сохранении в тайне данных о личности участника следственного действия без получения согласия руководителя следственного органа (начальника органа дознания). В данном случае постановление руководителя или члена следственной группы (группы дознавателей) или начальника подразделения дознания передается руководителю следственного органа (начальнику органа дознания) для проверки его законности и обоснованности незамедлительно при появлении для этого реальной возможности.

--------------------------------
<49> Исходя из содержания ч. 2 ст. 3 Федерального закона от 20 августа 2004 года N 119-ФЗ "О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства" в системе субъектов органа дознания решение об осуществлении государственной защиты принимает лишь начальник органа дознания.

9. Но в рассматриваемой ситуации начальник подразделения дознания в соответствии с правилами ч. 2 ст. 40.1 УПК РФ будет реализовывать статус дознавателя, руководитель (член) следственной группы действовать в соответствии с требованиями ч. 5 ст. 163 УПК РФ, а руководитель (член) группы дознавателей - ч. 5 ст. 223.2 УПК РФ.

10. См. также содержание и комментарий к ст. ст. 56, 133 - 139, 144, 166, 186, 193, 241, 278, 317.9, 401.4 УПК РФ.

Другой комментарий к Ст. 11 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации

1. Принцип охраны прав и свобод человека и гражданина впервые нормативно закреплен в УПК РФ.

2. Положение ч. 1 комментируемой статьи является важнейшей гарантией реализации прав участников уголовного процесса.

Разъяснение прав и обязанностей предполагает не только информирование об этом участника процесса, но и объяснение их смысла, содержания и порядка реализации.

3. О разъяснении участникам уголовного судопроизводства их прав и обязанностей судом (судьей), прокурором, следователем и дознавателем делается соответствующая запись в протоколе следственного действия, постановлении о вынесении решения, затрагивающего права участвующих в деле лиц (о возбуждении уголовного дела, применении меры пресечения, выдаче лица иностранному государству и т.д. (см. приложения 12, 23, 25, 26, 42, 60, 61)).

4. Часть 2 комментируемой статьи сформулирована в развитие ч. 1 ст. 51 Конституции РФ, предусматривающей право человека не свидетельствовать против самого себя в уголовном деле или не быть принуждаемым к даче показаний против своих близких родственников.

5. Меры безопасности, предусмотренные ч. 3 комментируемой статьи, применяются в отношении участников уголовного процесса и их близких родственников, родственников и близких лиц в ходе уголовного судопроизводства только в том случае, если имеется реальная угроза их жизни, здоровью или имуществу.

6. К указанным лицам могут быть применены следующие меры безопасности:

изъятие из протокола следственного действия данных о личности свидетеля, потерпевшего, другого участника уголовного процесса (кроме обвиняемого), о чем следователь с согласия прокурора выносит постановление с изложением причин принятия решения о сохранении в тайне данных о личности, указывая псевдоним участника следственного действия; в протоколе приводится образец его подписи, которая будет использоваться в протоколах следственных действий, произведенных с его участием (см. комментарий к ч. 9 ст. 166);

прослушивание и запись телефонных и иных переговоров по письменному заявлению данных лиц, а при отсутствии такого заявления - на основании судебного решения (см. комментарий к ч. 2 ст. 186);

проведение опознания вне визуального наблюдения опознающего опознаваемым (см. комментарий к ч. 8 ст. 193);

осуществление закрытого судебного разбирательства (см. комментарий к п. 4 ч. 2 ст. 241);

проведение допроса в суде без оглашения подлинных данных о личности допрашиваемого в условиях, исключающих визуальное наблюдение свидетеля (потерпевшего) другими участниками судебного разбирательства (см. комментарий к ч. 5 ст. 278) <1>.
--------------------------------
<1> Как отмечено в предисловии, эти меры связаны с ограничением права обвиняемого на защиту, принципов гласности и непосредственности исследования доказательств, т.е. носят черты инквизиции (примеч. отв. ред.).

7. В отношении судьи и присяжных заседателей, прокуроров, следователей и лиц, производящих дознание, и их близких при наличии угрозы посягательства на жизнь, здоровье и имущество указанных лиц осуществляются меры безопасности, предусмотренные Федеральным законом от 20 апреля 1995 г. N 45-ФЗ "О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов" <1>.
--------------------------------
<1> СЗ РФ. 1995. N 17. Ст. 1455.