Перейти к основному содержанию

Статья 152 УПК РФ. Место производства предварительного расследования

Новая редакция Ст. 152 УПК РФ

1. Предварительное расследование производится по месту совершения деяния, содержащего признаки преступления, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей. В случае необходимости производства следственных или розыскных действий в другом месте следователь вправе произвести их лично либо поручить производство этих действий следователю или органу дознания, дознаватель вправе произвести их лично либо поручить производство этих действий дознавателю или органу дознания. Поручения должны быть исполнены в срок не позднее 10 суток.

2. Если преступление было начато в одном месте, а окончено в другом месте, то уголовное дело расследуется по месту окончания преступления.

3. Если преступления совершены в разных местах, то по решению вышестоящего руководителя следственного органа уголовное дело расследуется по месту совершения большинства преступлений или наиболее тяжкого из них.

4. Предварительное расследование может производиться по месту нахождения обвиняемого или большинства свидетелей в целях обеспечения его полноты, объективности и соблюдения процессуальных сроков.

4.1. Если преступление совершено вне пределов Российской Федерации, уголовное дело расследуется по основаниям, предусмотренным статьей 12 Уголовного кодекса Российской Федерации, или в соответствии со статьей 459 настоящего Кодекса по месту жительства или месту пребывания потерпевшего в Российской Федерации, либо по месту нахождения большинства свидетелей, либо по месту жительства или месту пребывания обвиняемого в Российской Федерации, если потерпевший проживает или пребывает вне пределов Российской Федерации.

5. Следователь, дознаватель, установив, что уголовное дело ему не подследственно, производит неотложные следственные действия, после чего следователь передает уголовное дело руководителю следственного органа, а дознаватель - прокурору для направления по подследственности.

6. По мотивированному постановлению руководителя вышестоящего следственного органа уголовное дело может быть передано для производства предварительного расследования в вышестоящий следственный орган с письменным уведомлением прокурора о принятом решении.

Комментарий к Статье 152 УПК РФ

1. Место производства предварительного расследования как правовой институт тесно связано с территориальной подследственностью. По общему правилу предварительное следствие и дознание производятся в том районе, где совершено преступление. Но это правило не касается производства неотложных следственных действий, которые осуществляются в том районе и тем органом, где и которым преступление было выявлено (обнаружено). В целях обеспечения наибольшей быстроты, объективности и полноты расследования предварительное следствие и дознание могут производиться по месту нахождения подозреваемого, обвиняемого или большинства свидетелей.

2. Законодатель в приведенной формулировке, говоря о предварительном расследовании, подразумевал не место начала расследования, а место, где оно должно быть завершено.

3. Использованное законодателем в действующей редакции ч. 1 к.с. выражение "поручение производства действий дознавателю или органу дознания" подразумевает передачу дознавателем первого поручения всегда только органу дознания. В случае же возникновения необходимости по тому же уголовному делу направления еще одного поручения в тот же орган дознания, дознаватель вправе передать его непосредственно тому сотруднику органа дознания ("дознавателю"), который ранее уже принимал участие в исполнении его поручения по тому же уголовному делу. И, соответственно, ему больше, чем любому другому сотруднику, известны обстоятельства, которые необходимо установить по этому делу.

4. Указанный сотрудник производил следственные и (или) розыскные действия по не находящемуся в его производстве уголовному делу, в связи с тем что начальник органа дознания его на то уполномочил. Исходя же из буквального толкования п. 7 ст. 5 УПК РФ, дознаватель это должностное лицо органа дознания, в том числе и "уполномоченное" начальником органа дознания осуществлять "полномочия", предусмотренные УПК РФ. Право же и обязанность "дознавателя" исполнять письменные поручения другого дознавателя прямо закреплено в ч. 1 к.с. Таким образом, под дознавателем, исполняющим поручение, о котором идет речь в ч. 1 к.с., подразумевается любой сотрудник органа дознания, которому ранее было предписано исполнение поручения, полученного органом дознания от дознавателя органа дознания, находящегося в другой местности. И не обязательно, чтобы он был дознавателем по должности. Хотя стоит заметить, что само поручение о производстве следственных и (или) розыскных действий другому дознавателю или органу дознания обычно дает именно дознаватель по должности.

5. Другому дознавателю, а не органу дознания обычно адресуется повторное или дополнительное поручение. Дознаватель уже давал письменное поручение по конкретному находящемуся у него в производстве уголовному делу. Его исполнял, например, определенный участковый уполномоченный. Думается, новая редакция ч. 1 к.с. позволяет в настоящее время дознавателю направить письменное поручение о производстве дополнительных (а тем более повторных) следственных и (или) розыскных действий именно тому сотруднику органа дознания, который ранее уже исполнял по данному делу его поручение (поручения). Тем более он вправе это сделать, если начальник органа дознания уполномочил этого "другого дознавателя" исполнять все (а не всего-навсего одно) поручения по конкретному уголовному делу.

6. Дознаватель органа дознания, находящегося в другом месте, таким образом, продолжает начатое ранее взаимодействие с органом дознания. И свое поручение дознаватель, в производстве которого находится уголовное дело, и в этом случае, по сути, дает органу дознания. Ведь начальником органа дознания после поступления первого поручения уже уполномочен на его исполнение определенный сотрудник, который с позиции п. 7 ст. 5 УПК РФ является дознавателем. Законодатель, предоставляя в этой ситуации одному дознавателю давать поручение другому дознавателю, пытается оптимизировать процесс взаимодействия органов предварительного расследования, сократить время между направлением поручения и получением такового исполнителем.

7. Наличие поручения предполагает определенный срок его исполнения. Когда дознаватель сам указывает время производства мероприятия, его нарушать нельзя. Указанное требование обусловлено тем, что порой возникает необходимость одновременного производства серии следственных (розыскных) действий, к примеру обысков. Если время производства возложенного на подразделение мероприятия изменить, провести его в другой день, не только оно само, но и весь круг намеченных дознавателем мер могут не дать ожидаемого положительного результата.

8. Вместе с тем не всегда дознаватель в отдельном поручении указывает конкретную дату производства следственного (иного процессуального) или розыскного действия. В таком случае срок исполнения может быть определен начальником органа дознания. Но не исключено, что и последний упустит этот вопрос из поля зрения. Каков же тогда срок исполнения поручения? В юридической литературе высказано мнение, что максимальный срок выполнения поручений в пределах своего района не должен превышать десяти суток <877>. Именно этот десятидневный срок исполнения поручения закреплен и в ч. 1 к.с.

--------------------------------
<877> См.: Белозеров Ю.Н. и др. Дознание в органах... С. 86 - 87; Шевцов В.И. Некоторые вопросы обеспечения законности при производстве дознания органами милиции: Автореф. дис. ... к.ю.н. С. 8.

9. Может, по какой-нибудь категории уголовных дел с приведенной величиной срока и можно согласиться без специальной оговорки. Однако вряд ли она приемлема для расследования всех и каждого из преступлений. К примеру, если преступление сопровождалось пожаром. Что даст осмотр места происшествия через десять суток после его ликвидации? Гораздо меньше, чем осмотр, произведенный в день ликвидации загорания. То же самое можно сказать и о выемке документов, обыске, задержании. Одним словом, по нашему мнению, приступать к исполнению любого поручения орган дознания обязан немедленно, по крайней мере на следующий день после его получения. Завершить исполнение поручения орган дознания должен в течение 10 суток.

10. Вопрос продления срока исполнения поручения в законе не оговорен. Между тем, думается, по согласованию с дознавателем, в производстве которого находится уголовное дело, орган дознания (другой дознаватель) может исполнять поручение и в срок, превышающий тот, что установлен ч. 1 к.с. Но это исключение из правила. И в этом случае, думается, лучше направить новое поручение, а не оформлять продление срока каким-либо постановлением.

11. Уголовно-процессуальная деятельность органа дознания, производство которой ему поручено дознавателем, завершается составлением процессуального документа, обычно именуемого "ответ на поручение". Его реквизиты не составит труда сформулировать, если исходить из изложенных в литературе требований к самому поручению.

12. Нами предлагается следующая структура ответа дознавателю по итогам исполнения органом дознания поручения:

а) фамилия, инициалы, должность, звание, место работы дознавателя, которому адресован ответ;

б) дата и место происшествия (обнаружения последствий). Номер исходящего и дата отправления в органы дознания поручения. У дознавателя в производстве обычно находится несколько уголовных дел. Данные сведения позволят дознавателю, сэкономив время, сразу понять, к какому из уголовных дел они имеют отношение;

в) указание на юридическую основу исполнения поручения (ссылка на п. 1.1 ч. 3 ст. 41 УПК РФ или ч. 1 к.с.);

г) лаконичный и полный ответ на каждый из вопросов, поставленных дознавателем;

д) указание на то, что ход исполнения поручения не нарушен. Если орган дознания все же отступил от предложенного дознавателем порядка, в ответе должна быть объяснено, почему он это сделал;

е) дополнительная информация, задание на выявление которой не давалось, между тем она была установлена в процессе исполнения поручения. Здесь же по возможности отражается, как эти сведения повлияли на последовательность сбора материала и внутреннее убеждение лица, исполняющего поручение. Обоснование их значимости для предварительного расследования;

ж) сведения, которые могут повлиять на выбор тактических приемов производства дознания. По возможности, характеристика поведения отдельных участников уголовного процесса (подозреваемого, свидетелей и др.) с целью создания у дознавателя о них более полного представления. Не помешает и соответствующие умозаключения лица, исполнявшего поручение, на чем основаны его выводы;

з) основания, если таковые имелись, нарушения сроков исполнения поручения и меры, направленные как на сокращение срока исполнения поручения, так и на уведомление дознавателя о факте, препятствующем своевременному его исполнению;

и) указание, к кому может обращаться дознаватель, если понадобится проведение дополнительных мероприятий. Эти данные особенно важны в тех ситуациях, когда непосредственный исполнитель поручения уходит в отпуск, уезжает в командировку и т.п.;

к) перечень материалов, следующих с ответом, количество и краткое описание вещественных доказательств, а равно их упаковки;

л) сведения, какой орган и кто именно: фамилия, имя, отчество, должность, специальное звание, адрес места работы и рабочий телефон, исполнял поручение и готовил ответ.

13. Приведенные данные необходимы для быстрой организации возможной обратной связи. Если понадобится что-либо уточнить из обстоятельств, не нашедших отражения в присланном дознавателю материале, дознаватель, в производстве которого находится уголовное дело, имеет возможность, не затрачивая время на почтовую пересылку запроса, позвонить исполнителю по телефону. А в случае надобности одновременно почтой направить "отдельные поручения" именно этому дознавателю с дополнительным набором мероприятий и следственных действий.

14. Даже в тех случаях, когда специального ответа не составлялось, указанная информация должна найти свое отражение в соответствующем сопроводительном письме. Полнота изложения сведений в ответах на поручение дознавателя и сопроводительных письмах - непременное условие качественного и эффективного обеспечения предварительного расследования.

15. Следователь (дознаватель и др.) по не подследственным (по территориальному признаку подследственности) ему делам вправе произвести любое неотложное следственное действие.

16. Все и любое из следственных действий на первоначальном этапе расследования следователь (дознаватель и др.) вправе произвести только тогда, когда оно неотложное. Если следственный эксперимент, выемка или другое следственное действие не потеряет своего значения и после прошествия определенного (более десяти дней) времени, значит, оно не неотложное, и таким образом следователь (дознаватель и др.) не вправе его производить по делам, ему не подследственным.

17. Споры о подследственности недопустимы.

18. В ч. 4.1 к.с. речь идет о преступлениях, совершенных вне пределов Российской Федерации. По таким преступлениям законодатель требует производить предварительное расследование:

- либо по основаниям, предусмотренным статьей 12 УК;

- или же в соответствии со статьей 459 УПК РФ.

19. Таким образом, он сам прямо указывает на то обстоятельство, что по основаниям, предусмотренным статьей 12 УК, возможно производство предварительного расследования (а значит, в последующем и судебное разбирательство) не только в соответствии со статьей 459 УПК РФ. К примеру, подобное предварительное расследование может быть осуществлено в случае совершения на территории иностранного государства преступления постоянно проживающим в Российской Федерации лицом без гражданства, либо совершения иностранным гражданином или лицом без гражданства, не проживающим постоянно в Российской Федерации, преступления, направленного против интересов Российской Федерации либо гражданина Российской Федерации или постоянно проживающего в Российской Федерации лица без гражданства, а также в случаях, предусмотренных международным договором Российской Федерации.

20. В соответствии с ч. 1 ст. 459 УПК РФ уголовно-процессуальное производство начинается по запросу компетентного органа иностранного государства об осуществлении уголовного преследования в отношении гражданина Российской Федерации, совершившего преступление на территории иностранного государства и возвратившегося в Российскую Федерацию. В ч. 2 той же статьи закона речь идет о возможности возбуждения и расследования уголовного дела по материалам, представленным соответствующим компетентным органом иностранного государства в Генеральную прокуратуру РФ о совершении на территории иностранного государства преступления лицом, имеющим российское гражданство. Однако при наличии к тому фактических оснований, в том числе и оснований, предусмотренных ст. 12 УК, и предусмотренного законом (ст. 140 УПК РФ) повода для возбуждения уголовного дела следователь (дознаватель и др.) в пределах своей компетенции обязан возбудить уголовное дело и в случае, когда материалы в Генеральную прокуратуру РФ о совершении на территории иностранного государства преступления представлены не были.

21. Именно поэтому в ч. 4.1 ст. 152 УПК РФ речь идет о двух случаях расследования: о расследовании по основаниям, предусмотренным ст. 12 УК, и о расследовании в соответствии со ст. 459 УПК РФ. Вот почему эти два вида расследования, имеющих неодинаковую правовую основу, законодатель разделил союзом "или".

22. Несмотря на редакцию ч. 4.1 к.с., позволим себе утверждать, что закрепленные здесь положения касаются не только преступлений, уголовное дело о совершении которых расследуется по основаниям, предусмотренным ст. 12 УК, или в соответствии со ст. 459 УПК РФ. На момент возбуждения уголовного дела и начальном этапе предварительного расследования следователь (дознаватель и др.) может не располагать точными данными о совершении именно преступления. Уголовное дело по общему правилу возбуждается при наличии в его распоряжении достаточных данных, указывающих на уголовно-процессуально значимые признаки объективной стороны состава преступления. Однако в процессе предварительного расследования, которое должно осуществляться в соответствии с закрепленными здесь правилами территориальной подследственности, может выясниться, что лицо, совершившее вне пределов Российской Федерации общественно опасное деяние, не могло отдавать себе отчет в своих действиях и руководить ими, то есть находилось в состоянии невменяемости.

23. Кто, исходя из территориального признака подследственности, должен осуществлять по такого рода уголовным делам предварительное расследование? Несомненно, несмотря на то что в ст. 12 УК, а равно в к.с. и ст. 459 УПК РФ речь идет о преступлениях, правила как ч. 4.1 к.с., так, впрочем, и ч. ч. 4 и 5 ст. 32 УПК РФ полностью распространяются и на уголовные дела о совершенных вне пределов территории Российской Федерации "запрещенных уголовным законом деяниях", содержащих признаки преступления. Более того, эти правила должны быть распространены на все совершенные вне пределов Российской Федерации деяния, по факту совершения которых было возбуждено уголовное дело и производится предварительное расследование по основаниям, предусмотренным ст. 12 УК, или в соответствии со ст. 459 УПК РФ.

24. Мы бы даже рекомендовали указанные признаки территориальной подследственности учитывать на стадии возбуждения уголовного дела. По крайней мере, в целях того чтобы у органа предварительного расследования по месту жительства потерпевшего не возникало соблазна отказа от принятия заявления о преступлении, совершенном вне пределов Российской Федерации.

25. В ч. 4.1 к.с. речь идет о двух разновидностях расследования преступлений, совершенных вне пределов Российской Федерации:

- о расследовании по основаниям, предусмотренным ст. 12 УК;

- о расследовании в соответствии со ст. 459 УПК РФ.

Так следует из буквы закона. Между тем точнее было бы в ч. 4.1 к.с. речь вести о расследовании в соответствии со ст. 459 УПК РФ и об иных формах расследования по основаниям, предусмотренным ст. 12 УК. Почему мы так полагаем? Да потому что в самой ст. 459 УПК РФ упоминается о ст. 12 УК. Таким образом по меньшей мере часть расследований по основаниям, предусмотренным ст. 12 УК, осуществляется в соответствии со ст. 459 УПК РФ. Что это за виды расследований?

26. В отличие от ст. 12 УК в ст. 459 УПК РФ речь идет лишь о преступлениях, совершенных гражданином Российской Федерации. Статья же 12 УК посвящена действию уголовного закона в отношении любых лиц, совершивших преступление вне пределов Российской Федерации. Таким образом, к иным (не упомянутым в ст. 459 УПК РФ) формам расследования по основаниям, предусмотренным ст. 12 УК по меньшей мере следует отнести предварительное расследование преступлений:

1) против интересов, охраняемых УК, совершенных вне пределов Российской Федерации постоянно проживающими в Российской Федерации лицами без гражданства, если в отношении этих лиц по данному преступлению не имеется решения суда иностранного государства (ч. 1 ст. 12 УК РФ);

2) направленных против интересов Российской Федерации либо гражданина Российской Федерации или постоянно проживающего в Российской Федерации лица без гражданства, а также в случаях, предусмотренных международным договором РФ, совершенных вне пределов Российской Федерации иностранными гражданами и (или) лицами без гражданства, не проживающими постоянно в Российской Федерации, если они не были осуждены в иностранном государстве и привлекаются к уголовной ответственности на территории Российской Федерации (ч. 3 ст. 12 УК РФ).

27. Упомянутые в ч. 4.1 к.с. виды предварительного расследования размещены законодателем через союз "или". Закрепленное здесь правило действует, когда "уголовное дело расследуется по основаниям, предусмотренным статьей 12 УК", "или в соответствии со статьей 459 УПК РФ". Соответственно, это два самостоятельных вида расследования.

28. Определиться со случаями расследования "по основаниям, предусмотренным" ст. 12 УК, которые при определенных обстоятельствах могли бы быть отнесены к тем, о которых идет речь в ст. 459 УПК РФ, тем не менее они не являются "соответствующими" ст. 459 УПК РФ. На первый взгляд, таковых и быть не может. И там, и в ст. 12 УК, и в ст. 459 УПК РФ речь о преступлениях, совершенных вне пределов Российской Федерации. Но не стоит забывать, что ч. 4.1 к.с. регулирует институт подследственности уголовных дел о такого рода преступлениях, а не признаки самих преступлений. Иначе говоря, хоть и правило ч. 4.1 к.с. распространяется на все подобного рода преступления, правовая основа производства их предварительного расследования, по мнению законодателя, имеет некоторые отличия. В одном случае расследование осуществляется "в соответствии со ст. 459 УПК РФ", в другом, "по иным предусмотренным ст. 12 УК основаниям".

29. Причем к последнему виду предварительного расследования относятся не только факты расследования общественно опасных деяний, совершенных вне пределов Российской Федерации иностранными гражданами и (или) лицами без гражданства. Таковыми являются также факты возбуждения уголовных дел и производства предварительного расследования преступлений, совершенных вне пределов Российской Федерации гражданами Российской Федерации, когда ни запроса, предусмотренного ч. 1 ст. 459 УПК РФ, ни материалов, о которых идет речь в ч. 2 той же статьи закона, в Генеральную прокуратуру РФ представлено не было. И это не третий вид предварительного расследования, о котором идет речь в ч. 4.1 к.с. Это разновидность иных (не упомянутых в ст. 459 УПК РФ) форм расследования "по основаниям, предусмотренным ст. 12 УК".

30. К таковым следует относить:

1) предварительное расследование совершенных вне пределов Российской Федерации фактов без получения Генеральной прокуратурой РФ предусмотренных ст. 459 УПК РФ запроса и материалов;

2) предварительное расследование совершенных иностранными гражданами и (или) лицами без гражданства вне пределов Российской Федерации общественно опасных деяний с получением Генеральной прокуратурой РФ материалов (запроса) от соответствующего компетентного органа иностранного государства.

31. Повторимся, вторую группу расследований составляют два вида предварительного расследование преступлений:

1) против интересов, охраняемых УК, совершенных вне пределов Российской Федерации постоянно проживающими в Российской Федерации лицами без гражданства, если в отношении этих лиц по данному преступлению не имеется решения суда иностранного государства;

2) направленных против интересов Российской Федерации либо гражданина Российской Федерации или постоянно проживающего в Российской Федерации лица без гражданства, а также в случаях, предусмотренных международным договором РФ, совершенных вне пределов Российской Федерации иностранными гражданами и (или) лицами без гражданства, не проживающими постоянно в Российской Федерации, если они не были осуждены в иностранном государстве и привлекаются к уголовной ответственности на территории Российской Федерации.

32. Частью 4.1 к.с. установлено общее правило - и соответствующие ст. 459 УПК РФ, и иные осуществляемые по основаниям, предусмотренным ст. 12 УК, формы предварительного расследования в полной мере могут быть реализованы лишь "по месту жительства или месту пребывания потерпевшего в Российской Федерации". В ч. 4.1 к.с. упоминается и о других возможных местах производства предварительного расследования по рассматриваемым общественно опасным деяниям. Иногда предварительное расследование в полном объеме более эффективно может быть произведено по месту нахождения большинства свидетелей. В этом случае законным будет производство и окончание предварительного расследования следователем (дознавателем и др.) по месту проживания и (или) пребывания очевидцев общественно опасного деяния.

33. А вот третья возможность производства предварительного расследования, о которой упомянуто в ч. 4.1 к.с., зависит не только от внутреннего убеждения следователя (дознавателя и др.), прокурора. Для того чтобы производство предварительного расследования в полном объеме по месту жительства или месту пребывания обвиняемого в Российской Федерации стало законным, обязательно в деле должны быть доказательства удостоверяющие тот факт, что сам "потерпевший проживает или пребывает вне пределов Российской Федерации".

34. Итак, первым законодателем назван вариант производства предварительного расследования - "по месту жительства или месту пребывания потерпевшего в Российской Федерации". Что это значит? Чтобы ответить на поставленный вопрос, начнем свои пояснения с характеристики употребленного здесь словосочетания "в Российской Федерации". На первый взгляд, кажется, что здесь разъяснять? "В Российской Федерации" - прямая противоположность месту "вне пределов Российской Федерации". Не совсем так. Как нами было обосновано в комментарии к ст. 32 УПК РФ, в ч. 4.1 к.с., равно как и в ч. ч. 4 и 5 ст. 32 УПК РФ термин "вне пределов Российской Федерации" используется исключительно исходя из того его значения, которое употреблено в ст. 12 УК. Соответственно, то место, о котором идет речь в ч. 3 ст. 11 УК, хотя там также написано "вне пределов Российской Федерации", не включено законодателем в его содержание. Тем не менее это место не находится и "в Российской Федерации", в том смысле, который в данное выражение вложил законодатель в исследуемом контексте.

35. "В Российской Федерации", в нашем случае, имеется в виду - в пределах Государственной границы Российской Федерации, а еще правильнее сказать, в пределах территории объектов административно-территориального деления Российской Федерации. Именно эти объекты (их части или совокупности) являются территорией, обслуживаемой органами предварительного расследования. Тот орган, компетенция которого распространяется на конкретный объект административно-территориального деления Российской Федерации, в котором живет или пребывает потерпевший (находится его место жительства или место пребывания), и должен производить в полном объеме предварительное расследование преступлений, о которых идет речь в ч. 4.1 к.с.

36. А теперь несколько слов о понятиях "место жительства" и "место пребывания". "Место" - это "пространство, которое занято или может быть занято" кем-нибудь, чем-нибудь, "на котором находится" кто-нибудь (что-нибудь), "происходит" что-нибудь <878>. Этимологически "место жительства" - это "место постоянного проживания" <879>.

--------------------------------
<878> См.: Краткий толковый словарь русского языка / Сост. И.Л. Городецкая, Т.Н. Поповцева, М.Н. Судоплатова, Т.А. Фоменко; под ред. В.В. Розановой. 4-е изд., стереотип. М.: Рус. яз., 1985. С. 93; Ожегов С.И. Указ. соч. С. 299.

<879> См.: Ожегов С.И. Указ. соч. С. 299.

37. Согласно ст. 2 Закона РФ от 25 июня 1993 года N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" под местом жительства понимается жилой дом, квартира, комната, жилое помещение специализированного жилищного фонда (служебное жилое помещение, жилое помещение в общежитии, жилое помещение маневренного фонда, жилое помещение в доме системы социального обслуживания населения и другие) либо иное жилое помещение, в котором гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору найма специализированного жилого помещения либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, и в которых он зарегистрирован по месту жительства. Местом жительства гражданина, относящегося к коренному малочисленному народу Российской Федерации, ведущего кочевой и (или) полукочевой образ жизни и не имеющего места, где он постоянно или преимущественно проживает, в соответствии с Законом РФ "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" может быть признано одно из поселений, находящихся в муниципальном районе, в границах которого проходят маршруты кочевий данного гражданина.

38. Понятие "место пребывания" также определено законодателем в ст. 2 Закона РФ "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации". Место пребывания - это гостиница, санаторий, дом отдыха, пансионат, кемпинг, туристская база, медицинская организация или другое подобное учреждение, учреждение уголовно-исполнительной системы, исполняющее наказания в виде лишения свободы или принудительных работ, либо не являющееся местом жительства гражданина Российской Федерации жилое помещение, в которых он проживает временно.

39. Проще говоря, по общему правилу получается согласно признакам территориальной подследственности расследование в полном объеме по уголовному делу о преступлении, о котором идет речь в ч. 4.1 к.с., должен осуществлять орган предварительного расследования, на территории обслуживания которого в данный конкретный момент находится потерпевший. А что делать, если он переезжает из одной гостиницы в другую, если меняет место жительства и т.п.? Неужели из-за этого автоматически меняется и подследственность уголовных дел о преступлениях, совершенных вне пределов Российской Федерации? Полагаем, что не меняется. Хотя признаем, что неточность формулировки, использованной законодателем в ч. 4.1 к.с., вполне может породить и такое мнение. И против соответствующего утверждения можно будет возражать, лишь ссылаясь на устоявшееся представление о подследственности, в том числе о территориальной подследственности.

40. Как же должен поступить возбудивший уголовное дело следователь (дознаватель и др.), если потерпевший, в отношении которого вне пределов Российской Федерации было совершено преступление, переехал в другой район (город)? Полагаем, законным в данном случае будет продолжение предварительного расследования. Передача по подследственности данного уголовного дела тоже, в принципе, возможна. Однако полагаем, к принятию данного процессуального решения следует прибегать лишь в случае такой перемены места жительства и (или) пребывания потерпевшего, которая не позволяет ему лично являться к следователю (дознавателю и др.) и реализовывать предусмотренные законом права потерпевшего. Допустим, из-за состояния здоровья потерпевший из г. Магадан был переправлен на продолжительное лечение в г. Москву. В этом случае в орган предварительного расследования, обслуживающий территорию, на которой расположено лечебное, учреждение, может быть по подследственности направлено и уголовное дело.

41. Термин "потерпевший", употребленный законодателем в ч. 4.1 к.с., подлежит расширительному толкованию и включает в себя не только лиц, законным образом признанных таковыми, но и тех, в отношении кого вне пределов Российской Федерации было совершено преступление, но они пока еще потерпевшими не признаны.

42. Место жительства или место пребывания может быть у физического лица и у представителя юридического лица. Однако оно отсутствует у юридических лиц. Между тем юридические лица тоже могут быть потерпевшими в том значении, которое использовано законодателем в ч. 4.1 ст. 152 УПК РФ. Как быть с ними? Если вне пределов Российской Федерации было совершено преступление, которым причинен вред имуществу и (или) деловой репутации юридического лица, какой орган предварительного расследования вправе произвести его расследование в полном объеме?

43. Полагаем, что таковым является орган предварительного расследования, обслуживающий территорию по указанному в учредительных документах юридического лица месту его нахождения в Российской Федерации. Согласно же ч. 2 ст. 54 ГК РФ место нахождения юридического лица определяется местом его государственной регистрации. Государственная регистрация юридического лица осуществляется по месту нахождения его постоянно действующего исполнительного органа, а в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа - иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности.

44. Несомненно, несмотря на то что права представителя потерпевшего в основном такие же, как у представляемого им лица, место жительства и место пребывания представителя признанного потерпевшим юридического лица не имеет никакого значения для определения территориальной подследственности преступления, совершенного вне пределов Российской Федерации в отношении представляемого им предприятия (учреждения, организации).

45. Предварительное расследование преступлений, совершенных вне пределов Российской Федерации, может быть осуществлено не только по месту жительства или месту пребывания потерпевшего в Российской Федерации, но и "по месту нахождения большинства свидетелей". Почему-то законодатель в этом случае не посчитал нужным уточнять, что речь идет о местонахождении таковых в Российской Федерации. Между тем, несомненно, и в этом случае в ч. 4.1 ст. 152 УПК РФ подразумевается "место нахождения свидетелей" именно на территории нашего государства.

46. Под местом нахождения здесь подразумевается место жительства или место пребывания свидетелей. Но вот понятие "свидетель" в данном контексте, по нашему мнению, подлежит расширительному толкованию.

47. В качестве свидетеля лицо может быть вызвано только после возбуждения уголовного дела. До возбуждения уголовного дела лицо, которому могут быть известны какие-либо сведения о преступлении, правами свидетеля не наделено. Не возложены на него и обязанности свидетеля. Соответственно, оно не может нести ответственность за действия, совершение которых свидетелем могло повлечь наступление для последнего неблагоприятных последствий.

48. Между тем вопрос о подследственности преступления, совершенного вне пределов Российской Федерации, возникает именно на этом этапе, зачастую еще до возбуждения уголовного дела, а если после возбуждения такового, то уж точно до того, как по делу будут вызваны для дачи показаний все очевидцы преступления.

49. Вот мы и подошли к тому обстоятельству, которое позволяет нам заявить, что под свидетелем, о котором идет речь в ч. 4.1 ст. 152 УПК РФ, подразумеваются не только собственно свидетели. К таковым (в том значении, которое заложено законодателем в исследуемую формулировку) следует относить по меньшей мере также очевидцев преступления. Более того, заложенная в ч. 4.1 ст. 152 УПК РФ законодателем идея позволяет нам полагать, что законодатель под свидетелями здесь подразумевал только очевидцев преступления, причем безразлично, вызваны они были для дачи показаний или еще нет (будут все вызваны или же не все), соответственно, обладают ли они на момент разрешения вопроса о подследственности преступления статусом свидетеля.

50. О чем речь? Да о том, что свидетелем может стать любое физическое лицо. Кому угодно могут быть известны какие-либо обстоятельства, имеющие отношение к возбужденному уголовному делу. Огромное количество людей могут сообщить следователю (дознавателю и др.) обстоятельства, характеризующие личность обвиняемого. Согласно п. 3 ч. 1 ст. 73 УПК РФ это обстоятельство, подлежащее доказыванию по любому и каждому уголовному делу.

51. Сведения о личности обвиняемого (подозреваемого) известны людям, которые рядом с ним проживали, ходили с ним в школу, вместе с ним работали и т.п. Таких людей, безусловно, будет больше, чем тех, кто видел событие преступления. Что же, во всех случаях совершения преступлений вне пределов Российской Федерации, если обвиняемый (подозреваемый) долгое время проживал на территории нашего государства, расследовать таковые будут органы предварительного расследования по месту его жительства (детства, юношества, отрочества и т.д.)? Нет, конечно.

52. Несмотря на то что и вызванные для дачи показаний об обстоятельствах, характеризующих личность обвиняемого, люди являются свидетелями, их место нахождения и количество не берется в учет при определении подследственности рассматриваемых уголовных дел. Здесь речь идет лишь о тех свидетелях, которые непосредственно наблюдали событие преступления. Они являются очевидцами совершения преступления. Именно от них следователь (дознаватель и др.) узнает сведения о предусмотренном п. 1 ч. 1 ст. 73 УПК РФ обстоятельстве, подлежащем доказыванию. И только сосредоточение в одном районе (городе районного подчинения) большинства такого рода свидетелей и (или) еще не вызванных для дачи показаний очевидцев преступления, совершенного вне пределов Российской Федерации, может явиться основанием производства расследования данного общественно опасного деяния органом предварительного расследования, обслуживающим указанный район (город районного подчинения).

53. Последним законным вариантом производства предварительного расследования по уголовному делу о совершенном вне пределов Российской Федерации преступлении является "место жительства или место пребывания обвиняемого в Российской Федерации, если потерпевший проживает или пребывает вне пределов Российской Федерации". Термины "место жительства" и "место пребывания" здесь употреблены в том же значении, что и применительно к потерпевшему.

54. Действительно, в жизни вполне возможна, к примеру, ситуация, когда потерпевший проживает или пребывает вне пределов Российской Федерации, а обвиняемый проживает на ее территории, хотя преступление и совершил вне пределов нашего государства. В этом случае уголовное дело может быть расследовано по основаниям, предусмотренным ст. 12 УК, или в соответствии со ст. 459 УПК РФ по месту жительства, по которому находится обвиняемый в Российской Федерации.

55. Употребленное законодателем при формулировании ч. 4.1 к.с. понятие "обвиняемый" подлежит в определенной степени расширительному толкованию. Подследственность дел, о которых здесь идет речь, может быть определена и до того, как вынесено постановление о привлечении лица в качестве обвиняемого и тем более до вынесения обвинительного акта (составления обвинительного постановления). По меньшей мере в искомой ситуации производство предварительного расследования преступления, совершенного вне пределов Российской Федерации, по основаниям, предусмотренным ст. 12 УК, или в соответствии со ст. 459 УПК РФ может быть подследственно следователю (дознавателю и др.) по месту жительства или месту пребывания подозреваемого до того момента, пока последний не изменил свой статус на правовое положение обвиняемого.

56. Аналогичным образом должны толковаться и выражения, использованные законодателем при формулировании ч. ч. 4 и 5 ст. 32 УПК РФ.

57. В ч. 5 к.с. не указан срок производства неотложных следственных действий. Для органов предварительного следствия он прямо нигде не закреплен, и поэтому результаты производства конкретного неотложного следственного действия нельзя поставить под сомнение в связи с тем, что оно реализовано на одиннадцатые и даже более сутки производства предварительного расследования. Другое дело дознаватели. В ч. 3 ст. 157 УПК РФ от органов дознания, а значит, и от дознавателей требуется закончить производство неотложных следственных действий не позднее 10 суток со дня возбуждения уголовного дела. Рекомендуем распространить это правило и на срок производства неотложных следственных действий следователями (руководителями следственного органа, руководителями следственных групп) по неподследственным им уголовным делам.

58. Поручение органа предварительного следствия следователю о производстве следственных действий и ответ на него по своей форме аналогичны тем, которые направляются и, соответственно, получаются от органов дознания (см. также комментарий к ст. 38 УПК РФ).

59. Расследование, как и последующее рассмотрение обстоятельств дела, следует считать полным, только если исследован весь предмет доказывания, все обстоятельства, подлежащие доказыванию (об обстоятельствах, подлежащих доказыванию, см. комментарий к ст. 73 УПК РФ).

60. Об объективности исследования обстоятельств дела см. также комментарий к ст. 154 УПК РФ.

61. В к.с. употреблен термин "расследование уголовного дела". В действительности же предварительному расследованию подлежит не уголовное дело, а преступление или запрещенное уголовным законом общественно опасное деяние, как, соответственно, и отмечается в ч. 3 ст. 32, ч. 1 ст. 109, п. 3 ч. 1 ст. 153, ч. 3 ст. 154, ст. 155, ч. 2 ст. 465 УПК РФ.

62. Не идет вразрез с требованиями территориальной подследственности ч. 6 к.с. Здесь закреплено правило, в соответствии с которым уголовное дело может быть передано для производства предварительного расследования в вышестоящий следственный орган. При принятии к производству уголовного дела следователем вышестоящего органа предварительного следствия им осуществляется уголовно-процессуальная деятельность по преступлению, совершенному в пределах территории обслуживания данного органа предварительного расследования, то есть обычно по месту совершения преступления. Хотя в вышестоящий следственный орган может быть передано и уголовное дело, по которому в целях обеспечения наибольшей быстроты, объективности и полноты расследования уголовно-процессуальная деятельность производится по месту нахождения подозреваемого, обвиняемого или большинства свидетелей.

63. Решение о передаче уголовного дела принимает руководитель того следственного органа, в который уголовное дело и должно быть передано, после вынесения им соответствующего мотивированного постановления.

64. Принявший решение о передаче уголовного дела из нижестоящего органа предварительного следствия в возглавляемый им орган предварительного расследования руководитель уведомляет надзирающего прокурора о вынесенном им постановлении. Таким образом уведомляется, к примеру, не прокурор района, а прокурор области, когда дело передается по решению начальника следственного управления УМВД России по этой области из следственного отдела районного УВД в следственное управление УМВД России по соответствующей области.

65. О понятии "более тяжкое преступление" см. комментарий к ст. 360 УПК РФ.

66. См. также содержание и комментарий к ст. ст. 32, 41 УПК РФ.

Другой комментарий к Ст. 152 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации

1. Общее правило по данному вопросу заключается в том, что расследование по уголовному делу должно производиться по месту совершения преступления. Данное правило в равной мере касается как предварительного следствия, так и дознания.

2. Если же данное преступление, которое представляет из себя длящееся или продолжаемое деяние, было начато на одной территории, а закончено на другой и в силу данного обстоятельства относится к юрисдикции сразу нескольких органов расследования, оно должно расследоваться по месту окончания. Так, если террористический акт, связанный с угоном воздушного судна и захватом заложников, произошел на севере страны, а террористы обезврежены и задержаны в результате спецоперации уже в южном городе, уголовное дело должно быть возбуждено по месту пресечения преступления, что, конечно, не исключает права следственных центральных органов принять дело к своему производству.

3. В случае, когда преступная деятельность образуется из нескольких самостоятельных преступлений, совершенных в различных регионах страны, уголовное дело по решению руководителя следственного органа, вышестоящего по отношению к тому, в чьем подразделении находится дело, подлежит расследованию по месту, где совершено большинство преступлений или же наиболее тяжкие из них.

4. Следующее исключение из общего правила выражается в том, что предварительное расследование по уголовному делу в целях обеспечения его полноты, объективности и соблюдения процессуальных сроков производится не по месту совершения преступления, а по месту нахождения обвиняемого или большинства свидетелей.

5. Установив, что уголовное дело ему не подследственно, следователь или дознаватель, в чьем производстве оно находится, обязан произвести все неотложные следственные действия, чтобы обеспечить успех дальнейшего расследования, и лишь после этого предоставить дело прокурору для направления его по подследственности.