Перейти к основному содержанию

Статья 157 УПК РФ. Производство неотложных следственных действий

Новая редакция Ст. 157 УПК РФ

1. При наличии признаков преступления, по которому производство предварительного следствия обязательно, орган дознания в порядке, установленном статьей 146 настоящего Кодекса, возбуждает уголовное дело и производит неотложные следственные действия.

2. Неотложные следственные действия производят:

1) органы дознания, указанные в пунктах 1 и 8 части третьей статьи 151 настоящего Кодекса, - по всем уголовным делам, за исключением уголовных дел, указанных в пунктах 2 - 6 части второй настоящей статьи, а также уголовных дел о преступлениях, предусмотренных статьями 198 - 199.2 Уголовного кодекса Российской Федерации;

2) органы федеральной службы безопасности - по уголовным делам о преступлениях, указанных в пункте 2 части второй статьи 151 настоящего Кодекса;

3) таможенные органы - по уголовным делам о преступлениях, предусмотренных статьями 173.1, 173.2, 174, 174.1, 189, 190, 193, 193.1, 194 частями третьей и четвертой, 200.1 частью второй, 200.2, 226.1, 229.1 Уголовного кодекса Российской Федерации, выявленных таможенными органами Российской Федерации;

4) начальники органов военной полиции Вооруженных Сил Российской Федерации, командиры воинских частей, соединений, начальники военных учреждений и гарнизонов - по уголовным делам о преступлениях, совершенных военнослужащими, гражданами, проходящими военные сборы, а также лицами гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов в связи с исполнением ими своих служебных обязанностей или в расположении части, соединения, учреждения, гарнизона;

5) начальники учреждений и органов уголовно-исполнительной системы - по уголовным делам о преступлениях против установленного порядка несения службы, совершенных сотрудниками соответствующих учреждений и органов, а равно о преступлениях, совершенных в расположении указанных учреждений и органов иными лицами;

6) иные должностные лица, которым предоставлены полномочия органов дознания в соответствии со статьей 40 настоящего Кодекса.

3. После производства неотложных следственных действий и не позднее 10 суток со дня возбуждения уголовного дела орган дознания направляет уголовное дело руководителю следственного органа в соответствии с пунктом 3 статьи 149 настоящего Кодекса.

4. После направления уголовного дела руководителю следственного органа орган дознания может производить по нему следственные действия и оперативно-розыскные мероприятия только по поручению следователя. В случае направления руководителю следственного органа уголовного дела, по которому не обнаружено лицо, совершившее преступление, орган дознания обязан принимать розыскные и оперативно-розыскные меры для установления лица, совершившего преступление, уведомляя следователя об их результатах.

Комментарий к Статье 157 УПК РФ

1. Перечень следственных действий, которые правомочен производить орган дознания по подведомственным ему делам, по которым предварительное следствие обязательно, законодателем не определен. Соответственно, по определенным к.с. преступлениям дознаватель вправе произвести все и любое следственные действия, когда они являются неотложными. Если, к примеру, допрос свидетеля, выемка или другое следственное действие не потеряет своего значения и после прошествия определенного (более 10 дней) времени, значит, оно не неотложное, и, таким образом, орган дознания не вправе его производить по делам, по которым предварительное следствие обязательно.

2. Факт направления уголовного дела руководителю следственного органа должен быть отражен и в процессуальных, и непроцессуальных документах. Процессуальные документы - это постановление о направлении уголовного дела руководителю следственного органа (иногда его называют постановлением о направлении уголовного дела по подследственности). Непроцессуальными документами следует считать бумаги, оформляемые в канцелярии учреждения и соответствующие учетные карточки.

3. Под руководителем следственного органа в данной статье подразумевается начальник следственного отдела (управления), где работают следователи, которым подследственно производство по данному уголовному делу предварительного следствия.

4. Органам дознания рекомендуется уведомлять такого руководителя следственного органа об обнаружении подследственного следователю преступления не только в момент направления ему уголовного дела, но и сразу после установления подследственности такового.

5. После передачи дела руководителю следственного органа орган дознания может производить по нему следственные и розыскные действия только по письменному поручению следователя, которое оформлено со ссылкой на ст. 38 УПК РФ. По поручению следователя, в производстве которого находится уголовное дело, орган дознания вправе по делам, подследственным следователям, самостоятельно производить любое следственное действие.

6. Право органа дознания производить по делу следственные и розыскные действия только по поручению следователя распространяется и на те случаи, когда расследование начиналось не с дознания, а с предварительного следствия. В любой из ситуаций без поручения следователя орган дознания не должен приступить к процессуальной деятельности, если дело находится в производстве органа предварительного следствия.

7. Каких-либо ограничений по поводу перечня оперативно-розыскных мер, которые принимает орган дознания по переданному следователю уголовному делу, законодатель не предусмотрел.

8. Следователю не рекомендуется предписывать или запрещать органу дознания применение тех или иных оперативно-розыскных мер.

9. Периодичность уведомления следователя о результатах принятия органом дознания оперативно-розыскных мер определяется по согласованию со следователем.

10. Положениями к.с. подведомственность органов федеральной службы безопасности ограничена происшествиями, в которых содержатся признаки таких преступлений, как: незаконный экспорт технологий, научно-технической информации и услуг, используемых при создании оружия массового поражения, вооружения и военной техники (189 УК РФ); контрабанда наличных денежных средств и (или) денежных инструментов в особо крупном размере или группой лиц (ч. 2 ст. 200.1 УК РФ); террористический акт (ст. 205 УК РФ); содействие террористической деятельности (ст. 205.1 УК РФ); публичные призывы к осуществлению террористической деятельности или публичное оправдание терроризма (ст. 205.2 УК РФ); прохождение обучения в целях осуществления террористической деятельности (ст. 205.3 УК РФ); организация террористического сообщества и участие в нем (ст. 205.4 УК РФ); организация деятельности террористической организации и участие в деятельности такой организации (ст. 205.5 УК РФ); организация незаконного вооруженного формирования или участие в нем (ст. 208 УК РФ); угон судна воздушного или водного транспорта либо железнодорожного подвижного состава (ст. 211 УК РФ); нарушение требований обеспечения безопасности и антитеррористической защищенности объектов топливно-энергетического комплекса (ст. 217.1 УК РФ); контрабанда сильнодействующих, ядовитых, отравляющих, взрывчатых, радиоактивных веществ, радиационных источников, ядерных материалов, огнестрельного оружия или его основных частей, взрывных устройств, боеприпасов, оружия массового поражения, средств его доставки, иного вооружения, иной военной техники, а также материалов и оборудования, которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, средств его доставки, иного вооружения, иной военной техники, а равно стратегически важных товаров и ресурсов или культурных ценностей либо особо ценных диких животных и водных биологических ресурсов (ст. 226.1 УК РФ); контрабанда наркотических средств, психотропных веществ, их прекурсоров или аналогов, растений, содержащих наркотические средства, психотропные вещества или их прекурсоры, либо их частей, содержащих наркотические средства, психотропные вещества или их прекурсоры, инструментов или оборудования, находящихся под специальным контролем и используемых для изготовления наркотических средств или психотропных веществ (ст. 229.1 УК РФ); преступления (за исключением ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства) против основ конституционного строя и безопасности государства (ст. ст. 275 - 281, 283, 284 УК РФ); незаконное пересечение Государственной границы РФ, совершенное группой лиц по предварительному сговору или организованной группой либо с применением насилия или с угрозой его применения (ч. 3 ст. 322 УК РФ); организация незаконной миграции (ч. 2 ст. 322.1 УК РФ); противоправное изменение Государственной границы РФ (ч. 2 ст. 323 УК РФ); разработка, производство, накопление, приобретение или сбыт оружия массового поражения (ст. 355 УК РФ) и наемничество (ст. 359 УК РФ).

11. Подведомственность начальников органов военной полиции Вооруженных Сил РФ, командиров воинских частей, соединений, начальников военных учреждений и гарнизонов и т.п. ограничена содержащими признаки преступления происшествиями, совершенными подчиненными им военнослужащими, гражданами, проходящими военные сборы, а также лицами гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов в связи с исполнением ими своих служебных обязанностей или в расположении части, соединения, учреждения, гарнизона и т.п.

12. Исходя из положений ст. 24 Устава гарнизонной, комендантской и караульной служб Вооруженных сил Российской Федерации, содержащие признаки объективной стороны состава преступления происшествия, имевшие место на территории гарнизона, но совершенные военнослужащими, не проходящими службу в воинских частях гарнизона, подведомственны начальникам гарнизона, где имело место искомое деяние, как органам дознания. Последний обязан проводить лично или назначать разбирательство проступков военнослужащих, не проходящих службу в воинских частях данного гарнизона, привлекать их к ответственности, а в случае совершения ими преступления возбуждать уголовное дело, немедленно уведомлять об этом военного прокурора и руководителя военного следственного органа Следственного комитета РФ.

13. Исходя из положений, закрепленных в п. 1 ч. 1 ст. 40 УПК РФ, по уголовным делам о преступлениях против установленного порядка несения службы, совершенных сотрудниками учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, а равно о преступлениях, совершенных в расположении указанных учреждений и органов иными лицами, неотложные следственные действия производят начальники учреждений и органов (начальники органа дознания), а также оперуполномоченные (дознаватели) уголовно-исполнительной системы.

14. Употребленное в п. 6 ч. 2 к.с. понятие "иные должностные лица, которым предоставлены полномочия органов дознания" подлежит расширительному толкованию. В соответствии со ст. ст. 40 и 151 УПК РФ дознание производят не только должностные лица, но и учреждения - органы дознания. (О перечне таковых см. комментарий к ст. 40 УПК РФ.)

15. Исходя из содержания п. 1 ч. 2 к.с., компетенция на производство неотложных следственных действий таких органов дознания, как органы внутренних дел и органы по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, ограничена лишь компетенцией специализированных органов дознания, о которых упоминается в п. п. 2 - 6 ч. 2 ст. 157 УПК РФ. И то не в полной мере. Они не вправе производить неотложные следственные действия лишь по тем подведомственным другим органам дознания преступлениям, о которых говорится в п. п. 2 - 6 ч. 2 ст. 157 УПК РФ.

16. В соответствии с п. 3 ч. 2 к.с., п. 5 ч. 3 ст. 151 УПК РФ и с п. 1 ст. 1 Таможенного кодекса Таможенного союза таможенные органы Российской Федерации являются органами дознания по делам о незаконном образовании (создании, реорганизации) юридического лица (ст. 173.1 УК РФ), незаконном использовании документов для образования (создания, реорганизации) юридического лица (ст. 173.2 УК РФ), легализации (отмывании) денежных средств или иного имущества, приобретенных другими лицами преступным путем (ст. 174 УК РФ), легализации (отмывании) денежных средств или иного имущества, приобретенных лицом в результате совершения им преступления (ст. 174.1 УК РФ), незаконном экспорте из Российской Федерации или передаче сырья, материалов, оборудования, технологий, научно-технической информации, незаконном выполнении работ (оказании услуг), которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, вооружения и военной техники (ст. 189 УК РФ), невозвращении на территорию Российской Федерации культурных ценностей (ст. 190 УК РФ), уклонении от исполнения обязанностей по репатриации денежных средств в иностранной валюте или валюте Российской Федерации (ст. 193 УК РФ), совершении валютных операций по переводу денежных средств в иностранной валюте или валюте Российской Федерации на счета нерезидентов с использованием подложных документов (ст. 193.1 УК РФ), об уклонении от уплаты таможенных платежей, взимаемых с организации или физического лица (ч. ч. 3 и 4 ст. 194 УК РФ), контрабанде наличных денежных средств и (или) денежных инструментов (ч. 2 ст. 200.1 УК РФ), контрабанде сильнодействующих, ядовитых, отравляющих, взрывчатых, радиоактивных веществ, радиационных источников, ядерных материалов, огнестрельного оружия или его основных частей, взрывных устройств, боеприпасов, оружия массового поражения, средств его доставки, иного вооружения, иной военной техники, а также материалов и оборудования, которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, средств его доставки, иного вооружения, иной военной техники, а равно стратегически важных товаров и ресурсов или культурных ценностей либо особо ценных диких животных и водных биологических ресурсов (ст. 226.1 УК РФ) и контрабанде наркотических средств, психотропных веществ, их прекурсоров или аналогов, растений, содержащих наркотические средства, психотропные вещества или их прекурсоры, либо их частей, содержащих наркотические средства, психотропные вещества или их прекурсоры, инструментов или оборудования, находящихся под специальным контролем и используемых для изготовления наркотических средств или психотропных веществ (ст. 229.1 УК РФ).

17. Об оперативно-розыскных мерах см. комментарий к ст. 41 УПК РФ.

18. См. также комментарий к ст. ст. 40, 41, 104, 146, 149, 151, 152 УПК РФ.

Другой комментарий к Ст. 157 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации

1. Комментируемая статья закрепляет еще одну совокупность правовых норм о подследственности органов дознания по делам, по которым производство предварительного следствия обязательно. Сущность деятельности органов дознания по таким делам заключается в возбуждении дела и производстве неотложных следственных действий, а компетенция каждого из органов определяется следующим образом:

а) органы федеральной службы безопасности в лице своих оперативных подразделений, выполняющих функцию дознания, возбуждают уголовные дела и производят неотложные следственные действия при обнаружении признаков тех преступлений, предварительное следствие о которых будет производиться следователями того же самого ведомства (ФСБ) (см. п. 2 ч. 2 ст. 151 УПК РФ и комментарий к нему);

б) командиры воинских частей и соединений, начальники военных учреждений и гарнизонов возбуждают уголовные дела и в качестве органов дознания производят неотложные действия по делам о преступлениях, совершенных военнослужащими, гражданами, проходящими военные сборы, а также лицами гражданского персонала Вооруженных Сил РФ, других воинских формирований и органов в связи с исполнением ими своих служебных обязанностей или в расположении части, соединения, учреждения, гарнизона, т.е. по делам о преступлениях, подследственных следователям военной прокуратуры, которым такие дела направляются после производства по ним дознания вышеперечисленными военачальниками;

в) начальники учреждений и органов уголовно-исполнительной системы Федеральной службы исполнения наказаний, в том числе исправительных колоний, возбуждают уголовные дела и производят неотложные следственные действия по поводу преступлений против установленного порядка несения службы, совершенных сотрудниками данных учреждений, а равно о преступлениях, совершенных в расположении указанных учреждений с последующим направлением уголовных дел, как правило, следователям прокуратуры;

г) дознаватели органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ вправе возбуждать уголовные дела и произвести неотложные следственные действия по поводу преступлений против здоровья и общественной нравственности населения, связанных с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ, производство следствия по которым относится к компетенции следователей данного правоохранительного ведомства (ФСКН России), т.е. о контрабанде наркотиков, о незаконном изготовлении, приобретении, хранении, перевозке, пересылке либо сбыте наркотических средств и психотропных веществ и др. (см. п. 5 ч. 2 ст. 151 УПК РФ и комментарий к нему);

д) капитаны морских и речных судов, находящиеся в дальнем плавании, руководители геологоразведочных партий и зимовок, а также дипломатических представительств и консульских учреждений Российской Федерации возбуждают уголовные дела о преступлениях, непосредственно связанных с деятельностью подчиненных (см. ч. 3 ст. 40 УПК РФ и комментарий к ней), и в связи с удаленностью от традиционных органов расследования производят следственные действия по ним.

2. По делам о всех других преступлениях, требующих производства предварительного следствия, уголовное дело вправе и обязаны возбудить и неотложные следственные действия произвести дознаватели органов внутренних дел (см. п. 1 ч. 3 ст. 151 УПК РФ). Данное обстоятельство еще раз свидетельствует о том, что органы внутренних дел несут на своих плечах основную тяжесть не только следственной работы, но и работы по дознанию, причем как по делам, по которым производство предварительного следствия обязательно, так и по делам, по которым производство предварительного следствия не обязательно.

3. После производства неотложных следственных действий, но не позднее десяти суток со дня возбуждения уголовного дела орган дознания обязан предоставить уголовное дело по подследственности руководителю соответствующего следственного органа, который должен решить вопрос о его дальнейшем движении. Он может поручить производство предварительного следствия следователю в соответствии с правилами подследственности, принять к своему производству или прекратить уголовное дело. Однако возвращение его органу дознания для производства дополнительных следственных действий за рамками десятидневного срока законом не предусмотрено.

4. Основной смысл дознания как первоначального этапа расследования по уголовным делам, по которым обязательно производство предварительного следствия, заключается в том, что уголовное дело на относительно короткий срок (не свыше упомянутых десяти суток) оказывается в руках органа, располагающего не только уголовно-процессуальными, но и оперативно-розыскными, а также (применительно, например, к органам федеральной службы безопасности и милиции) мощными административно-правовыми возможностями, техникой, вооруженными и специально обученными людьми, способными выполнять сложнейшие задачи по розыску и задержанию подозреваемых, а также иные мероприятия, которые в современных условиях приближаются по своему характеру к боевым операциям. Если в результате дознания лицо, совершившее преступление, установлено и задержано, орган дознания взаимодействует со следователем, которому поручено дальнейшее производство по делу, только по его поручению, выполняя следственные и оперативно-розыскные мероприятия. Если же до окончания дознания и направления дела в следственное подразделение лицо, совершившее преступление, осталось неизвестным, иначе говоря, преступление раскрыть не удалось, орган дознания вправе самостоятельно применять для решения этой задачи весь арсенал находящихся в его распоряжении законных оперативно-розыскных мер, периодически уведомляя следователя о результатах.

5. В УПК РФ РСФСР 1960 г. (ст. 119), теории и практике прошлых лет производство неотложных следственных действий органом дознания по делам, по которым производство предварительного следствия обязательно, именовалось дознанием. Такое название имело и имеет очевидный смысл не только потому, что это - деятельность органов дознания, но и потому, что оно соответствует исторически сложившемуся содержанию дознания (прежде всего дознания полицейского (милицейского)). В этом отношении творцы судебно-правовой реформы пошли на решительный разрыв с прошлым, по крайней мере в терминологическом отношении, переведя вопрос из плоскости темы о формах предварительного расследования в плоскость общих условий предварительного расследования. Между тем речь идет вовсе не об условиях, а о важнейшей, коренной проблеме соотношения дознания и следствия (форм предварительного расследования).