Перейти к основному содержанию

Статья 449 УПК РФ. Задержание

Новая редакция Ст. 449 УПК РФ

Член Совета Федерации, депутат Государственной Думы, судья федерального суда, мировой судья, прокурор, Председатель Счетной палаты Российской Федерации, его заместитель и аудитор Счетной палаты Российской Федерации, Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации, Президент Российской Федерации, прекративший исполнение своих полномочий, задержанные по подозрению в совершении преступления в порядке, установленном статьей 91 настоящего Кодекса, за исключением случаев задержания на месте преступления, должны быть освобождены немедленно после установления их личности.

Комментарий к Статье 449 УПК РФ

1. Исходя из содержания к.с., не все должностные лица, обладающие статусом процессуальной неприкосновенности, могут распространить его на институт задержания в порядке ст. 91 и ст. 92 УПК РФ.

2. Даже после установления их личности не подлежат освобождению задержанные по подозрению в совершении преступления в порядке ст. 91 и ст. 92 УПК РФ: кандидат на должность Президента РФ, следователь, адвокат; а также депутаты, члены выборных органов местного самоуправления, выборные должностные лица местного самоуправления, когда они находятся не на территории муниципального образования, члены избирательных комиссий, комиссий референдума, зарегистрированный кандидат в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания РФ, кандидат в депутаты законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ, кандидат на должность главы исполнительной власти субъекта РФ, кандидат на должность в ином федеральном государственном органе, государственном органе субъекта РФ, предусмотренном Конституцией РФ, конституциями, уставами субъектов РФ, избираемый непосредственно гражданами, инспектор Счетной палаты и не находящиеся на территории муниципального образования зарегистрированный кандидат в депутаты представительного органа местного самоуправления, зарегистрированный кандидат на должность выборного должностного лица местного самоуправления.

3. Между тем неприкосновенность должностных лиц применительно к институту задержания урегулирована не только УПК РФ, а по некоторой категории лиц вообще не УПК РФ, а другими нормативными правовыми актами.

4. Так, в УПК РФ ничего не сказано об ограничении задержания такой категории граждан, как зарегистрированный кандидат в депутаты представительного органа местного самоуправления, зарегистрированный кандидат на должность выборного должностного лица местного самоуправления на территории муниципального образования.

5. Зарегистрированные кандидаты в депутаты представительного органа местного самоуправления, зарегистрированные кандидаты на должность выборного должностного лица местного самоуправления на территории муниципального образования не могут быть задержаны в порядке ст. 91 и ст. 92 УПК РФ без получения на то согласия прокурора субъекта Российской Федерации (ч. 4 ст. 24 Временного положения о проведении выборов депутатов представительных органов местного самоуправления и выборных должностных лиц местного самоуправления в субъектах Российской Федерации, не обеспечивших реализацию конституционных прав граждан РФ избирать и быть избранными в органы местного самоуправления).

6. Закрепленная в к.с. обязанность следователей (органов дознания и т.п.) немедленно освобождать указанных здесь задержанных должностных лиц сразу после установления их личности дублируется и уточняется в других законах.

7. Так, в соответствии с п. "б" ч. 2 ст. 19 Федерального закона "О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания РФ" член Совета Федерации и депутат Государственной Думы не могут быть задержаны (за исключением случаев задержания на месте преступления) без получения согласия на то соответствующей палаты Федерального Собрания РФ.

8. Под задержанием на месте совершения преступления понимается п. 1 ч. 1 ст. 91 УПК РФ, то есть правила к.с., а также иных упоминаемых здесь законов не распространяются на лицо, застигнутое при совершении преступления или непосредственно после его совершения.

9. Судья ни при каких обстоятельствах не может быть задержан. Задержанный по подозрению в совершении преступления, он после установления его личности должен быть немедленно освобожден (ч. 5 ст. 16 Закона РФ "О статусе судей в Российской Федерации"). Это правило распространяется и на присяжных заседателей в период осуществления ими правосудия (ч. 1 ст. 12 Федерального закона "О присяжных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в Российской Федерации" и ст. 16 Закона РФ "О статусе судей в Российской Федерации").

10. Уполномоченный по правам человека в РФ не может быть задержан без согласия Государственной Думы, также за исключением случаев задержания на месте преступления (ч. 1 ст. 12 Федерального конституционного закона "Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации").

11. Председатель Счетной палаты, заместитель председателя Счетной палаты и аудиторы Счетной палаты не могут быть задержаны без согласия той палаты Федерального Собрания Российской Федерации, которая их назначила на должность в Счетную палату (ч. 1 ст. 39 Федерального закона "О Счетной палате Российской Федерации").

12. В случае же задержания Уполномоченного по правам человека в РФ на месте преступления должностное лицо, осуществившее задержание, должно немедленно уведомить об этом Государственную Думу, которая обязана принять решение о даче согласия на дальнейшее применение этой процессуальной меры. При неполучении в течение 24 часов согласия Государственной Думы на задержание Уполномоченный по правам человека в РФ немедленно освобождается (ч. 2 ст. 12 Федерального конституционного закона "Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации").

13. Не допускаются задержание прокурора, председателя Следственного комитета РФ, заместителя председателя Следственного комитета РФ, руководителя подразделения центрального аппарата Следственного комитета РФ, их первых заместителей и заместителей, руководителя главного следственного управления, следственного управления, следственного отдела и следственного отделения, их первых заместителей и заместителей, руководителя подразделения аппарата главного следственного управления, следственного управления, следственного отдела и их заместителей, следователя, старшего следователя, следователя по особо важным делам, старшего следователя по особо важным делам, следователя-криминалиста и (или) старшего следователя-криминалиста следственного органа Следственного комитета РФ, за исключением случаев задержания при совершении преступления (ч. 2 ст. 42 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации", п. 3 и п. 4 ст. 4, ч. 3 ст. 29 Федерального закона "О Следственном комитете Российской Федерации").

14. Освобождение указанных в к.с. (в иных анализируемых здесь нормативных правовых актах) лиц оформляется постановлением лица, оформившего ранее протокол их задержания, если таковой уже был составлен. Постановления об освобождении не требуется, когда дознаватель (следователь и т.п.) установил личность заподозренного до оформления протокола задержания лица в порядке ст. 91 и ст. 92 УПК РФ.

15. См. также комментарий к ст. ст. 91, 447 УПК РФ.

Другой комментарий к Ст. 449 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации

1. К лицам, которые не могут быть задержаны (кроме задержания на месте совершения преступления), отнесены все судьи, кроме судей конституционных (уставных) судов субъектов Федерации, все прокуроры, включая их заместителей и помощников.

2. Запрет задержания не распространяется на членов выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица органа местного самоуправления, кандидата в Президенты РФ, следователя и адвоката.