Перейти к основному содержанию

Статья 453 УПК РФ. Направление запроса о правовой помощи

Новая редакция Ст. 453 УПК РФ

1. При необходимости производства на территории иностранного государства допроса, осмотра, выемки, обыска, судебной экспертизы или иных процессуальных действий, предусмотренных настоящим Кодексом, суд, прокурор, следователь, руководитель следственного органа, дознаватель вносит запрос об их производстве компетентным органом или должностным лицом иностранного государства в соответствии с международным договором Российской Федерации, международным соглашением или на основе принципа взаимности.

2. Принцип взаимности подтверждается письменным обязательством Верховного Суда Российской Федерации, Следственного комитета Российской Федерации, Министерства иностранных дел Российской Федерации, Министерства юстиции Российской Федерации, Министерства внутренних дел Российской Федерации, Федеральной службы безопасности Российской Федерации, или Генеральной прокуратуры Российской Федерации оказать от имени Российской Федерации правовую помощь иностранному государству в производстве отдельных процессуальных действий.

3. Запрос о производстве процессуальных действий направляется через:

1) Верховный Суд Российской Федерации - по вопросам судебной деятельности Верховного Суда Российской Федерации;

2) Министерство юстиции Российской Федерации - по вопросам, связанным с судебной деятельностью всех судов, за исключением Верховного Суда Российской Федерации;

3) Следственный комитет Российской Федерации, Министерство внутренних дел Российской Федерации, Федеральную службу безопасности Российской Федерации, - по уголовным делам, находящимся в их производстве;

4) Генеральную прокуратуру Российской Федерации - в остальных случаях.

4. Запрос и прилагаемые к нему документы переводятся на официальный язык того иностранного государства, в которое они направляются.

Комментарий к Статье 453 УПК РФ

1. Порядок сношения судов, прокуроров, следователей и органов дознания с судебно-следственными органами других иностранных государств, а равно порядок исполнения запросов последних определяются законодательством РФ и международными договорами, заключенными Российской Федерацией с соответствующими государствами.

2. Примером таких договоров являются:

- Договор между Российской Федерацией и Республикой Кыргызстан о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам от 14 сентября 1992 г.;

- Конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам, подписанная 22 января 1993 г. Арменией, Беларусью, Казахстаном, Кыргызстаном, Молдовой, Россией, Таджикистаном, Узбекистаном, Украиной.

3. Российская Федерация как правопреемник по международным обязательствам СССР является также стороной международных соглашений о правовой помощи, участником которых был СССР.

4. Под иными процессуальными действиями, о которых идет речь в ч. 1 к.с., понимается весь комплекс предусмотренных УПК РФ следственных действий, а также некоторые не являющиеся таковыми процессуальные действия, как-то: объявление постановления (к примеру, о признании потерпевшим) и разъяснение прав, пересылка и выдача вещественных доказательств, составление, пересылка и вручение документов, возбуждение уголовного преследования, розыск и выдача лиц, совершивших преступление, признание и исполнение приговоров в части гражданского иска и др. (ст. 6 Конвенции о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам <2037>).

--------------------------------
<2037> См.: Конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам (вступила в силу 19 мая 1994 г., для России - 10 декабря 1994 г.) // Собр. законодательства РФ. 1995. N 17. Ст. 1472.

5. Вносить запрос о производстве процессуальных действий вправе не только суд, прокурор, следователь, дознаватель, руководитель следственного органа, но и по делам, находящимся в их производстве, начальник подразделения дознания, а равно руководитель следственной группы (группы дознавателей).

6. Руководитель следственного органа запрос о правовой помощи может направить и по уголовному делу, находящемуся в производстве подчиненного ему следователя.

7. Под работой других судов понимается деятельность последних как на судебных, так и на досудебных стадиях.

8. Запрос направляется в Министерство внутренних дел РФ, когда требуется деятельность следователя органа внутренних дел; в Федеральную службу безопасности РФ, когда требуется деятельность следователя ФСБ.

9. По вопросам производства не требующих решения судьи следственных действий следователями прокуратуры запросы направляются через Генеральную прокуратуру РФ.

10. Запрос и прилагаемые к нему документы могут направляться в другое государство на русском языке только в том случае, если русский язык признан одним из государственных языков этого государства.

11. О принципе взаимности см. также содержание ч. 1 ст. 457 УПК РФ.

12. О значении понятия "процессуальное действие" см. комментарий к ст. 49 УПК РФ.

13. См. также комментарий к ст. ст. 453, 462 УПК РФ.

Другой комментарий к Ст. 453 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации

1. Весь раздел XVIII УПК РФ является новым. Ни один из ранее действовавших российских уголовно-процессуальных кодексов не включал международное сотрудничество в сфере уголовного судопроизводства в таком объеме, широте и детализации.

2. Только ст. 32 УПК РФ РСФСР 1960 г. можно было условно отнести к попытке указать на порядок сношений правоохранительных органов СССР с иностранными государствами, но в ней фактически уголовно-процессуальная деятельность не регулировалась, сама статья носила декларативный характер и акцентировала внимание на ограничении международного сотрудничества.

3. Кроме ст. 32, в УПК РФ РСФСР относились к данной проблеме еще две статьи - 31 и 33, но и они не создавали полноценной правовой базы для международного сотрудничества.

Нельзя не учитывать, что УПК РФ РСФСР был принят в 1960 г. и отразил положение дел во взаимоотношениях СССР со многими другими странами на тот период ("холодная война"). Все сношения с компетентными органами и должностными лицами иностранных государств осуществлялись только через МИД СССР. Представителям правоохранительных органов воспрещалось самостоятельно обращаться даже в консульские учреждения иностранных государств.

4. Рассмотренная ситуация - прошлое России. В настоящее время Российская Федерация - страна, которая активно участвует в международном сотрудничестве, присоединившись к значительному числу международных конвенций, многосторонних и двусторонних соглашений, участвующая в работе органов, институтов ООН, ЮНЕСКО, ЮНИСЕФ, в том числе и в тех, которые имеют целью борьбу с преступностью и оказание правовой помощи по уголовным делам. Присоединившись в 1990 г. к Интерполу, Россия стала участвовать в деятельности по международному розыску преступников через свое национальное бюро Интерпола.

5. Главными многосторонними соглашениями, которые применяет Россия в рамках международной правовой помощи, являются следующие:

- Конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам от 22 января 1993 г. Конвенция заключена в Минске странами СНГ и вступила в силу 4 августа 1994 г. <1>;
--------------------------------
<1> Сборник международных договоров Российской Федерации по оказанию правовой помощи. М.: Спарк, 1996. С. 31 - 52.

- Протокол от 28 марта 1997 г. к упомянутой Конвенции о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам от 22 января 1993 г.;

- Европейская конвенция о выдаче от 13 декабря 1957 г.;

- Дополнительный протокол к Европейской конвенции о выдаче;

- Второй Дополнительный протокол к Европейской конвенции о выдаче.

6. Россия и ее компетентные органы, перечисленные в ч. 1 ст. 453, носят в рамках этой статьи международно-правовое наименование запрашивающей стороны. Конкретное иностранное государство и его компетентные органы именуются запрашиваемой стороной.

7. Двусторонние соглашения о правовой помощи и взаимодействии в борьбе с преступностью стали в настоящее время наиболее распространенной основой международного сотрудничества. Например, такому взаимодействию в рамках борьбы с преступностью посвящено соглашение между МВД России и ФБР США (1996 г.).

8. При необходимости проведения указанных в ст. 453 УПК РФ процессуальных действий следует прежде всего выяснить, на основании какого правового акта правовая помощь может быть оказана, есть ли многостороннее или двустороннее соглашение о правовой помощи, в котором участвует Россия и данное иностранное государство.

9. В Протоколе к Конвенции стран СНГ 1993 г. дается следующее дополнение к ст. 6 Конвенции (ее новая редакция): "Договаривающиеся Стороны оказывают друг другу правовую помощь путем выполнения процессуальных и иных действий, предусмотренных законодательством запрашиваемой Стороны, в том числе: составления и пересылки документов, проведения осмотров, обысков, изъятия, допроса сторон, третьих лиц, подозреваемых, обвиняемых, потерпевших, свидетелей, экспертов, розыска лиц, осуществления уголовного преследования, выдачи лиц для привлечения их к уголовной ответственности или приведения приговора в исполнение, признания и исполнения судебных решений по гражданским делам, приговоров в части гражданского иска, исполнительных надписей, а также путем вручения документов". Здесь следует обратить внимание на то, что запрашиваемая сторона, исполняя запрос (если она согласна его выполнить и нет законных оснований для отказа), действует по законам своей страны. Новое российское уголовно-процессуальное законодательство (ст. 453 УПК РФ) не противоречит Протоколу к Конвенции стран СНГ 1993 г.

Одним из условий направления запроса в соответствии со ст. 453 указана необходимость проведения процессуальных действий на территории запрашиваемой стороны. Здесь следует учитывать, что дело, по которому направляется запрос, расследуется и рассматривается следователем, прокурором, судом Российской Федерации, а следственные и иные процессуальные действия будут проводить, в случае согласия на правовую помощь, компетентные органы и должностные лица иностранного государства. Здесь уже возникает необходимость определить границу действия национальных законов - России и данного иностранного государства. Очевидно, что необходимость в правовой помощи и запрос о ней базируются на нормах российского уголовного процесса. Что касается иностранного государства (запрашиваемой стороны), то здесь следует учитывать, что при исполнении поручения запрашивающей стороны (России) иностранный суд действует на базе своего национального законодательства. Это - международно-правовой принцип, который использует и Россия, оказывая правовую помощь иностранному государству. Он носит название "закона суда" (той страны, где суд функционирует). Поэтому не будет иметь правовых последствий, например, требование российского следователя, прокурора провести допрос по правилам соответствующих статей УПК РФ или оспаривание результатов проведенного следственного действия с нарушениями норм УПК РФ. Иностранный следственный судья, прокурор, суд действуют согласно предписаниям своего УПК РФ или иного правового акта и в их границах. Другой вопрос - доказательственная ценность полученных в этом случае данных в совокупности всех доказательств по делу. Она оценивается по правилам доказывания, предусмотренным УПК РФ (см. комментарий к главе 11), но с учетом требований ст. 455 (см. комментарий к ней). Отметим, что коллизии национальных законов большей частью оговариваются в самом двустороннем соглашении о правовой помощи либо на основе принципа взаимности.

10. В ч. 3 ст. 453 направление запроса дифференцируется по ведомствам, через которые он направляется, перечисленными в ч. 1 данной статьи лицами, в соответствии с ведомственной принадлежностью содержания запроса. Это разграничение необходимо учитывать, адресуя запрос. Нельзя направлять через Верховный Суд РФ запрос, содержание которого не относится к деятельности именно Верховного Суда, ибо запросы о других звеньях российской судебной системы отнесены к ведению Министерства юстиции РФ (п. 2 ч. 3 ст. 453); нельзя направлять запрос о проведении следственных действий в МВД, если они требуют судебного решения или согласия прокурора (например, об аресте, заключении под стражу в качестве меры пресечения). Такой запрос направляется в Генеральную прокуратуру РФ. Наиболее широкий круг вопросов, запрашиваемых в рамках международной правовой помощи, отнесен к ведению именно Генеральной прокуратуры РФ (п. 4 ч. 3 ст. 453).

11. Указание в ч. 4 ст. 453 о переводе текста запроса и прилагаемых к нему документов на официальный язык страны, которой они адресуются, имеет важное значение. Неточный перевод может исказить содержание посылаемого запроса, особенно когда речь идет о юридической терминологии, которой владеет не каждый даже квалифицированный переводчик.