Перейти к основному содержанию

Статья 466 УПК РФ. Избрание или применение избранной меры пресечения для обеспечения возможной выдачи лица

Новая редакция Ст. 466 УПК РФ

1. При получении от иностранного государства запроса о выдаче лица, если при этом не представлено решение судебного органа об избрании в отношении данного лица меры пресечения в виде заключения под стражу, прокурор в целях обеспечения возможности выдачи лица решает вопрос о необходимости избрания ему меры пресечения в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом.

2. Если к запросу о выдаче лица прилагается решение судебного органа иностранного государства о заключении лица под стражу, то прокурор вправе подвергнуть это лицо домашнему аресту или заключить его под стражу без подтверждения указанного решения судом Российской Федерации.

3. Генеральный прокурор Российской Федерации или его заместитель незамедлительно уведомляет компетентный орган иностранного государства, направивший запрос о выдаче лица.

Комментарий к Статье 466 УПК РФ

1. Прокурор должен немедленно по получению запроса приступить к решению вопроса о необходимости или нет избрания меры пресечения к лицу, в отношении которого направлен запрос о выдаче. Если основания избрания меры пресечения имеются и выдача не может быть произведена, прокурор обязан незамедлительно принять меры к взятию под стражу лица, выдача которого требуется, или избранию в отношении его иной меры пресечения.

2. Лицо, выдача которого требуется, по ходатайству может быть взято под стражу и до получения запроса о выдаче. В ходатайстве должны содержаться ссылка на постановление о взятии под стражу или на приговор, вступивший в законную силу, и указание на то, что требование о выдаче будет представлено дополнительно. Ходатайство о взятии под стражу до получения требования о выдаче может быть передано по почте, телеграфу, телексу или телефаксу.

3. Лицо может быть задержано и без вышеуказанного ходатайства, если имеются предусмотренные законодательством основания подозревать, что оно совершило на территории иностранного государства преступление, влекущее выдачу (ст. 61 Конвенции о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам).

4. Лицо, взятое под стражу до получения запроса о выдаче, должно быть освобождено, если указанный запрос не поступит в течение 1 месяца со дня взятия под стражу.

5. Лицо, задержанное в связи с наличием оснований подозревать, что оно совершило на территории иностранного государства преступление, влекущее выдачу, должно быть освобождено, если требование о его выдаче не поступит в течение срока, предусмотренного законодательством для задержания (ст. 62 Конвенции о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам).

6. Избрание и дальнейшее продление меры пресечения в виде заключения под стражу, включая определение сроков содержания под стражей, лицу, в отношении которого предполагается направление запроса о выдаче или компетентным органом Российской Федерации уже получен такой запрос, регулируются ч. 2 ст. 97, ст. ст. 108, 109 УПК РФ и к.с., п. 1 ст. 5 Конвенции о защите прав человека и основных свобод. Суд должен также учитывать положения, предусмотренные в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 19 декабря 2013 г. N 41 "О практике применения судами законодательства о мерах пресечения в виде заключения под стражу, домашнего ареста и залога".

7. При разрешении вопроса об избрании (продлении) меры пресечения в виде заключения под стражу суду необходимо рассмотреть возможность избрания иной меры пресечения, которая должна быть достаточной для обеспечения возможной выдачи лица. Невозможность избрания (продления) в отношении лица иной меры пресечения следует обосновать в постановлении об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу либо в постановлении о продлении срока указанной меры пресечения (ч. 1 ст. 108 УПК РФ).

8. Мера пресечения в виде заключения под стражу в отношении лица избирается (продлевается), если имеются сведения в том числе об уклонении данного лица от правоохранительных органов и суда запрашивающего государства.

9. По смыслу ч. 2 ст. 97 УПК РФ, к.с. не могут служить основанием для избрания или продления в отношении лица меры пресечения в виде заключения под стражу, например, сложность уголовного дела, расследуемого в запрашивающем государстве; отсутствие сведений о наличии трудовой деятельности такого лица; длительная проверка законности и обоснованности выдачи; привлечение лица к административной ответственности; отсутствие оснований для отказа в выдаче; возможное обжалование решения о выдаче; длительное рассмотрение компетентными органами ходатайства о предоставлении лицу статуса беженца, временного или политического убежища; неистечение сроков давности привлечения к уголовной ответственности или исполнения приговора согласно законодательству Российской Федерации.

10. Добровольная явка лица в правоохранительные органы Российской Федерации, наличие у него на иждивении в Российской Федерации семьи, несовершеннолетних детей, места постоянного пребывания в Российской Федерации, тяжелого заболевания могут позволить суду не избирать или не продлевать в отношении данного лица ранее избранную меру пресечения в виде заключения под стражу.

11. До получения запроса о выдаче мера пресечения, в том числе в виде заключения под стражу, может быть избрана судом только в случаях, непосредственно предусмотренных международным договором Российской Федерации.

12. При рассмотрении ходатайства прокурора о заключении лица под стражу до получения запроса о выдаче суд должен убедиться в наличии:

- просьбы о временном задержании, отвечающей требованиям, которые определены в ст. 16 Европейской конвенции о выдаче, если запрашивающее государство является участником указанного международного договора;

- ходатайства о взятии под стражу, которое содержит информацию, предусмотренную в ст. 61 Конвенции о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам от 22 января 1993 года, если запрашивающее государство является участником данного международного договора;

- поручения об осуществлении розыска, составленного согласно ст. 61.1 Конвенции о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам, если запрашивающее государство является участником Протокола к этой Конвенции от 28 марта 1997 года;

- других документов, необходимых для заключения лица под стражу либо применения к нему иных мер пресечения до получения запроса о выдаче в соответствии с подлежащими применению международными договорами Российской Федерации.

13. Согласно ч. 1 ст. 62 Конвенции о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам срок содержания лица под стражей до получения запроса о выдаче не должен превышать одного месяца. Если запрашивающее государство является участником Протокола к Конвенции о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам, то указанный срок не может превышать сорока дней.

14. Сроки, на протяжении которых лицо может содержаться под стражей до получения запроса о выдаче, могут также предусматриваться двусторонними международными договорами Российской Федерации. При этом если запрашивающее государство одновременно является участником международного договора Российской Федерации и Европейской конвенции о выдаче, то срок содержания лица под стражей до получения запроса о выдаче не должен превышать сорока дней (ст. 28 Европейской конвенции о выдаче).

15. Указанные выше сроки подлежат учету судами при определении периода времени нахождения лица под стражей до получения запроса о выдаче.

16. Разъяснить судам, что при отсутствии запроса о выдаче мера пресечения в виде заключения под стражу избирается и в дальнейшем продлевается, в том числе при получении запроса о выдаче, только судом Российской Федерации с указанием, на какой срок и до какой даты избирается (продлевается) данная мера пресечения (ч. 2 ст. 97, ст. ст. 108, 109 и 128 УПК РФ).

17. В случае если Российской Федерацией не был получен в срок, предусмотренный международным договором Российской Федерации, надлежащим образом оформленный запрос о выдаче, лицо подлежит освобождению из-под стражи.

18. Следует иметь в виду, что избрание и дальнейшее продление меры пресечения в виде заключения под стражу лицу, в отношении которого запрос о выдаче поступил без представления решения судебного органа запрашивающего государства об избрании в отношении данного лица меры пресечения в виде заключения под стражу, допускаются лишь по судебному постановлению, принятому на основании ходатайства прокурора в порядке, предусмотренном ст. 108 УПК РФ <2050>.

--------------------------------
<2050> См.: Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 14 июня 2012 года N 11 "О практике рассмотрения судами вопросов, связанных с выдачей лиц для уголовного преследования или исполнения приговора, а также передачей лиц для отбывания наказания" // Бюллетень Верховного Суда РФ. 2012. N 8. М., 2012.

19. Если к запросу о выдаче прилагается решение судебного органа иностранного государства о заключении такого лица под стражу, то прокурор в соответствии с ч. 2 к.с. вправе заключить его под стражу без подтверждения судом указанного решения на срок, не превышающий двух месяцев с момента задержания (ч. 1 ст. 109 УПК РФ). Продление меры пресечения осуществляется исключительно судом.

20. Постановление прокурора о заключении лица под стражу может быть обжаловано в суд в порядке, предусмотренном ст. 125 УПК РФ.

21. Необходимо иметь в виду, что в соответствии со ст. 22 Конституции РФ и по смыслу ст. 108 и ст. 109 УПК РФ суд не вправе отказать в рассмотрении ходатайства прокурора об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу или домашнего ареста лицу, в отношении которого поступил запрос о выдаче с приложением решения судебного органа запрашивающего государства об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу.

22. Судам следует учитывать, что срок содержания под стражей должен определяться необходимостью разрешения вопроса о выдаче такого лица, включая его фактическую передачу запрашивающему государству. При этом общий срок нахождения лица под стражей не должен превышать срок, предусмотренный в ст. 109 УПК РФ за преступление соответствующей категории, в связи с совершением которого направлен запрос о выдаче <2051>.

--------------------------------
<2051> См.: Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 14 июня 2012 года N 11 "О практике рассмотрения судами вопросов, связанных с выдачей лиц для уголовного преследования или исполнения приговора, а также передачей лиц для отбывания наказания" // Бюллетень Верховного Суда РФ. 2012. N 8. М., 2012.

23. См. также комментарий к ст. ст. 460, 463 УПК РФ.

Другой комментарий к Ст. 466 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации

1. В новой редакции текст ст. 466 подвергся существенным изменениям.

2. Изменено наименование статьи: кроме избрания меры пресечения предусматривается ее применение. Тем самым расширяется круг процессуальных действий, осуществляемых при подготовке и реализации выдачи.

3. Изменен текст ч. 1 ст. 466, где основное внимание обращено на ситуацию, когда к запросу иностранного государства в адрес Российской Федерации о выдаче лица не приложено решение иностранного судебного органа об избрании в отношении этого лица меры пресечения в виде заключения под стражу. В таких случаях ст. 466 предоставляет прокурору право избрать меру пресечения в порядке, предусмотренном УПК РФ.

4. Измененная редакция ч. 2 ст. 466 касается случаев, когда к запросу иностранного государства о выдаче прилагается решение иностранного суда о заключении лица, подлежащего выдаче, под стражу.

Если имеется решение суда иностранного государства о заключении лица под стражу, то прокурор может принять решение о заключении под стражу без подтверждения данного решения российским судом. Этот порядок распространен и на домашний арест.

5. Мера пресечения в отношении запрошенного к выдаче лица применяется только к лицам, выдача которых российскими компетентными органами допускается.

6. Право избрания меры пресечения в порядке ст. 466 предоставлено только Генеральному прокурору РФ и его заместителям.

7. Некоторые особенности порядка осуществления выдачи состоят в следующем:

- немедленное сообщение компетентному органу иностранного государства об избрании меры пресечения с указанием оснований ее выбора в конкретном случае;

- указание на срок заключения под стражу по правилам ст. 109 УПК РФ;

- указание на необходимость согласования конкретных вопросов передачи иностранному государству лица, находящегося под стражей.

8. В международных конвенциях, к которым присоединилась Россия, предусмотрены в связи с ожидаемой выдачей такие меры пресечения, как взятие под стражу или задержание до получения запроса о выдаче, а также временный арест (ст. 61 Конвенции СНГ 1993 г.).

Статья 16 Европейской конвенции о выдаче 1957 г. подчеркивает, что предусмотренный ею временный арест (задержание) лица, о котором еще нет официального запроса о выдаче, но его выдача по обстоятельствам дела предполагается, возможен только в случае срочной необходимости. В таком случае запрашивающая сторона обращается к запрашиваемой стороне с просьбой произвести предварительное задержание лица, которое предполагается к выдаче. В письменной просьбе содержится обязательство о последующем направлении запроса о выдаче. Если в течение 18 дней со дня ареста запрашиваемая сторона не получила запроса о выдаче, временный арест прекращается.