Новая редакция Ст. 95 УПК РФ
1. Порядок и условия содержания подозреваемых под стражей определяются федеральным законом.
2. В случае необходимости проведения оперативно-розыскных мероприятий допускаются встречи сотрудника органа дознания, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, с подозреваемым с письменного разрешения дознавателя, следователя или суда, в производстве которых находится уголовное дело.
Комментарий к Статье 95 УПК РФ
Комментарий удалён по просьбе автора.
Другой комментарий к Ст. 95 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации
1. Порядок и условия содержания подозреваемых под стражей определяются Федеральным законом "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений" от 15 июля 1995 г. и другими нормативными актами, указанными в комментарии к ст. 10 УПК РФ (п. 9). Содержание под стражей осуществляется согласно принципам законности, равенства всех граждан перед законом, гуманизма, уважения человеческого достоинства в соответствии с Конституцией РФ, принципами и нормами международного права, международными договорами РФ и не должно сопровождаться пытками, иными действиями, имеющими целью причинение физических или нравственных страданий подозреваемым и обвиняемым, содержащимся под стражей. Эти лица считаются невиновными, пока их виновность не будет доказана в предусмотренном законом порядке и установлена вступившим в законную силу приговором суда (ст. ст. 4, 6 Федерального закона "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений").
2. Встречи оперативного сотрудника с задержанным могут преследовать две цели: 1) вербовка подозреваемого, или дача ему инструкций о проведении оперативной работы с заключенными, или получение сведений о результатах этой работы; 2) склонение подозреваемого к признанию и выдаче соучастников путем проведения бесед и других действий непроцессуального характера.
Проведение оперативно-розыскной работы в местах содержания задержанных и заключенных под стражу законом допускается, но надо иметь в виду, что данные учреждения созданы не для этих целей и что они не обязаны снабжать следственные органы информацией, необходимой для раскрытия преступлений.
Беседы с задержанным и другие действия непроцессуального характера, проводимые оперативными сотрудниками хотя бы и с письменного согласия следователя (дознавателя, прокурора), недопустимы с учетом следующих соображений: в данном случае отсутствуют процессуальные формы допроса подозреваемого (обвиняемого) и других действий, проводимых оперативным сотрудником с участием задержанного (арестованного), чем нарушается его конституционное право на защиту; оперативный сотрудник, не связанный требованиями УПК РФ, может допустить произвол и беззаконие и при этом не нести никакой ответственности; сведения, полученные оперативным сотрудником от подозреваемого, не могут служить доказательством по уголовному делу, поскольку они получены без соблюдения требований процессуального закона (ст. 49 Конституции РФ).
После принятия дела к производству следователь не вправе поручить допросы подозреваемого (и обвиняемого) кому бы то ни было, а беседа оперативного сотрудника с указанными лицами - это завуалированный допрос.
Задержанный (и заключенный под стражу) вправе отказаться от встреч с оперативным работником и сообщения ему каких-либо сведений.