Новая редакция Ст. 104 УПК РФ
1. Наблюдение командования воинской части за подозреваемым или обвиняемым, являющимся военнослужащим или гражданином, проходящим военные сборы, состоит в принятии мер, предусмотренных уставами Вооруженных Сил Российской Федерации, для того, чтобы обеспечить выполнение этим лицом обязательств, предусмотренных пунктами 2 и 3 статьи 102 настоящего Кодекса.
2. Избрание в качестве меры пресечения наблюдения командования воинской части допускается лишь с согласия подозреваемого, обвиняемого.
3. Постановление об избрании меры пресечения, предусмотренной частью первой настоящей статьи, направляется командованию воинской части, которому разъясняются существо подозрения или обвинения и его обязанности по исполнению данной меры пресечения.
4. В случае совершения подозреваемым, обвиняемым действий, для предупреждения которых была избрана данная мера пресечения, командование воинской части немедленно сообщает об этом в орган, избравший данную меру пресечения.
Комментарий к Статье 104 УПК РФ
Комментарий удалён по просьбе автора.
Другой комментарий к Ст. 104 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации
1. Наблюдение, предусмотренное данной статьей, может осуществляться не только командованием воинской части, но и соединения, военного округа, флота, а также начальниками различных военных учреждений в зависимости от места службы обвиняемого (подозреваемого).
2. Рассматриваемая мера пресечения может быть применена к солдатам, сержантам, старшинам Вооруженных Сил, погранвойск, войск МВД, учреждений ФСБ, других военизированных частей и учреждений.
3. Наблюдать за военнослужащим можно при условии, что он находится на казарменном положении. Но в условиях военного времени и в боевой обстановке офицеры и прапорщики могут быть переведены на казарменное положение, и в такой ситуации к ним возможно применение данной меры пресечения. Эта мера пресечения применима к военнослужащим запаса, призванным на учебные сборы.
4. Об избрании данной меры пресечения должно быть вынесено постановление (определение), в котором указываются передаваемое под наблюдение лицо и воинская часть, где будет осуществляться наблюдение.
5. Эта мера пресечения избирается для соблюдения требований, предъявляемых к обвиняемому п. п. 2 и 3 ст. 102 УПК РФ (являться по вызовам и не препятствовать расследованию и судебному разбирательству). Но в данном случае действуют и иные основания для избрания мер пресечения, указанные в ст. 97 настоящего Кодекса. Поэтому обвиняемый предупреждается также о недопустимости сокрытия от следствия и суда, а командование - о необходимости обеспечить явку обвиняемого (подозреваемого) по вызовам следователя, прокурора и суда. Обвиняемому (подозреваемому) необходимо разъяснить, что он вправе отказаться от применения к нему данной меры пресечения, а командование следует уведомить о характере совершенного преступления и разъяснить, в чем состоят его обязанности по наблюдению за военнослужащим. Обвиняемый предупреждается, что при нарушении условий данной меры пресечения будет избрана более строгая мера.
Все эти разъяснения и предупреждения должны фиксироваться в протоколе применения меры пресечения, который подписывают следователь (дознаватель, прокурор), представитель командования и обвиняемый (подозреваемый). В суде эти данные должны быть внесены в протокол судебного заседания.
Постановление (определение) о наблюдении обязательно для командования.
6. Лица, переданные под наблюдение командования, лишаются на это время права ношения оружия, не назначаются в караул и другие ответственные наряды, находятся под постоянным наблюдением своих начальников и лиц суточного наряда, не направляются на работу вне части в одиночном порядке, не увольняются из части, не отлучаются из подразделения без разрешения своих начальников.