Новая редакция Ст. 326 УПК РФ
1. После назначения судебного заседания по распоряжению председательствующего секретарь судебного заседания или помощник судьи производит отбор кандидатов в присяжные заседатели из находящихся в суде общего и запасного списков путем случайной выборки.
2. Секретарь судебного заседания или помощник судьи проводит проверку наличия предусмотренных федеральным законом обстоятельств, препятствующих участию лица в качестве присяжного заседателя в рассмотрении уголовного дела.
3. Одно и то же лицо не может участвовать в течение года в судебных заседаниях в качестве присяжного заседателя более одного раза.
4. По завершении отбора кандидатов в присяжные заседатели для участия в рассмотрении уголовного дела составляется предварительный список с указанием их фамилий, имен, отчеств и домашних адресов, который подписывается секретарем судебного заседания или помощником судьи, составившим данный список. В предварительный список кандидатов в присяжные заседатели не включаются лица, которые в силу установленных федеральным законом обстоятельств не могут участвовать в рассмотрении уголовного дела в качестве присяжных заседателей.
5. Фамилии кандидатов в присяжные заседатели вносятся в список в том порядке, в каком проходила случайная выборка.
6. Включенным в предварительный список кандидатам в присяжные заседатели не позднее чем за 7 суток до начала судебного разбирательства вручаются извещения с указанием даты и времени прибытия в суд.
7. От исполнения обязанностей присяжных заседателей по их устному или письменному заявлению председательствующим судьей могут быть освобождены лица старше 60 лет; женщины, имеющие ребенка в возрасте до трех лет; лица, которые в силу религиозных убеждений считают для себя невозможным участие в осуществлении правосудия; лица, отвлечение которых от исполнения служебных обязанностей может нанести существенный вред общественным или государственным интересам; иные лица, имеющие уважительные причины для неучастия в судебном заседании.
Комментарий к Статье 326 УПК РФ
Статья 326 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации регулирует процесс составления предварительного списка присяжных заседателей для участия в рассмотрении уголовных дел. Ниже представлен развернутый комментарий к данной статье:
Пункт 1 статьи указывает, что после назначения судебного заседания секретарь судебного заседания или помощник судьи производят отбор кандидатов в присяжные заседатели из общего и запасного списков путем случайной выборки. Это гарантирует случайность и независимость выбора присяжных заседателей.
В пункте 2 предусмотрено, что секретарь судебного заседания или помощник судьи проводят проверку наличия обстоятельств, которые могут быть препятствием для участия лица в качестве присяжного заседателя в уголовном деле. Таким образом, осуществляется проверка соответствия кандидатов требованиям и ограничениям, предусмотренным законом.
Пункт 3 устанавливает, что одно и то же лицо не может участвовать в судебных заседаниях в качестве присяжного заседателя более одного раза в течение года. Это правило направлено на обеспечение разнообразия и независимости присяжных заседателей, предотвращая их повторное назначение в течение короткого временного периода.
Пункт 4 гласит, что после отбора кандидатов составляется предварительный список присяжных заседателей с указанием их фамилий, имен, отчеств и домашних адресов. В этот список не включаются лица, которые не могут участвовать в рассмотрении уголовного дела по закону. Таким образом, составленный список будет содержать информацию о выбранных присяжных заседателях, исключая лиц, для которых есть препятствия участия.
Пункт 5 устанавливает, что фамилии кандидатов вносятся в список в порядке случайной выборки. Это гарантирует равноправие и честность при формировании предварительного списка присяжных заседателей.
В пункте 6 указано, что кандидатам в присяжные заседатели не позднее, чем за 7 суток до начала судебного разбирательства, вручаются извещения с указанием даты и времени прибытия в суд. Это предоставляет достаточно времени присяжным заседателям для подготовки к участию в судебном процессе.
В пункте 7 приводятся основания, по которым председательствующий судья может освободить лиц от исполнения обязанностей присяжных заседателей. К таким основаниям относятся возраст старше 60 лет, наличие детей в возрасте до трех лет, религиозные убеждения, невозможность участия в правосудии, существенный вред общественным или государственным интересам, а также другие уважительные причины, не позволяющие лицу участвовать в судебном заседании.
Таким образом, статья 326 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации определяет процедуру составления предварительного списка присяжных заседателей, обеспечивая случайность и независимость выбора, а также предусматривая возможность освобождения от исполнения обязанностей присяжных заседателей в определенных случаях. Это способствует справедливому и эффективному рассмотрению уголовных дел.
Другой комментарий к Ст. 326 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации
1. Общий и запасной списки присяжных заседателей составляются администрацией субъекта Федерации и органами местного самоуправления по заявкам судов, учитывающих потребность в присяжных заседателях на основе списка избирателей методом случайной выборки. Эти списки направляются в суд субъекта Федерации.
2. При отборе присяжных заседателей для данного дела из хранящихся в суде общего и запасного списков могут быть применены самые разнообразные методы случайной выборки.
3. Закон не запрещает сторонам и судье присутствовать при отборе присяжных заседателей методом случайной выборки, которую проводят секретарь судебного заседания или помощник судьи.
4. Список отобранных кандидатов в присяжные сокращается путем исключения из него лиц, которые согласно закону не могут быть присяжными, и опять-таки методом случайной выборки пополняется новыми лицами, пока в списке не окажется указанное судьей число присяжных (в ред. Федерального закона от 2 декабря 2004 г. N 154-ФЗ).
5. Секретарь судебного заседания и помощник судьи могут составить предварительный список кандидатов в присяжные заседатели при условии, если они будут руководствоваться законодательством, запрещающим определенным лицам исполнять обязанности присяжного заседателя. Таких лиц они не включают в предварительный список, т.е. выполняют работу, которая в прошлом была доверена только судье (в ред. Федерального закона от 2 декабря 2004 г. N 154-ФЗ).
Задача секретаря судебного заседания или помощника судьи состоит в том, чтобы выявить и не допустить к участию в судебном разбирательстве лиц, ошибочно включенных в общие списки кандидатов в присяжные заседатели руководителями исполнительной власти субъектов Федерации, а также изменивших свой статус (например, призванных в армию, достигших преклонного возраста и т.д.). Тем самым существенно облегчается отбор присяжных заседателей, когда судебное заседание будет открыто. Сначала секретарь судебного заседания (помощник судьи), а потом и судья проверяют, не подпадают ли явившиеся кандидаты в присяжные заседатели под основания отвода, указанные в Федеральном законе от 20 августа 2004 г. "О присяжных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в Российской Федерации" <1>. Кроме того, сначала секретарь судебного заседания (помощник судьи), а потом судья руководствуются ст. 326 УПК РФ (в ред. Федерального закона от 2 декабря 2004 г. "О внесении изменений в статью 326 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации"), где указаны лица, которых судья может освободить от исполнения обязанностей присяжного заседателя (по их просьбе).
--------------------------------
<1> СЗ РФ. 2004. N 34. Ст. 3528.
6. В приведенном в ст. 326 УПК РФ перечне оснований возможного устранения кандидатов в присяжные заседатели от участия в деле сформулированы правомочия судьи, дополняющие основания отвода, указанные в ст. 7 Федерального закона от 20 августа 2004 г. "О присяжных заседателях федеральных судов общей юрисдикции Российской Федерации" (см. комментарий к ст. 328 УПК РФ).
7. Предварительный список кандидатов в присяжные заседатели может существенно изменяться в ходе судебного разбирательства на этапе формирования окончательного списка присяжных заседателей.