Перейти к основному содержанию

Статья 450 УПК РФ. Особенности избрания меры пресечения и производства отдельных следственных действий

Новая редакция Ст. 450 УПК РФ

1. После возбуждения уголовного дела либо привлечения лица в качестве обвиняемого в порядке, установленном статьей 448 настоящего Кодекса, следственные и иные процессуальные действия в отношении такого лица производятся в общем порядке с изъятиями, установленными статьей 449 настоящего Кодекса и настоящей статьей.

2. Судебное решение об избрании в отношении судьи Конституционного Суда Российской Федерации, судей иных судов в качестве меры пресечения заключения под стражу исполняется с согласия соответственно Конституционного Суда Российской Федерации или квалификационной коллегии судей.

3. Судебное решение об избрании в отношении члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы, Президента Российской Федерации, прекратившего исполнение своих полномочий, Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации в качестве меры пресечения заключения под стражу или о производстве обыска исполняется с согласия соответственно Совета Федерации или Государственной Думы.

4. Мотивированное решение Конституционного Суда Российской Федерации, квалификационной коллегии судей о даче согласия на избрание в отношении судьи в качестве меры пресечения заключения под стражу или о производстве обыска принимается в срок не позднее 5 суток со дня поступления представления Председателя Следственного комитета Российской Федерации и соответствующего судебного решения.

4.1. Ходатайство перед судом об избрании в качестве меры пресечения заключения под стражу может быть возбуждено следователем или дознавателем в отношении зарегистрированного кандидата в депутаты Государственной Думы, кандидата в Президенты Российской Федерации с согласия Председателя Следственного комитета Российской Федерации, а в отношении зарегистрированного кандидата в депутаты законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации - с согласия руководителя следственного органа Следственного комитета Российской Федерации по субъекту Российской Федерации.

5. Следственные и иные процессуальные действия, осуществляемые в соответствии с настоящим Кодексом не иначе как на основании судебного решения, в отношении лица, указанного в части первой статьи 447 настоящего Кодекса, если уголовное дело в отношении его не было возбуждено или такое лицо не было привлечено в качестве обвиняемого, производятся с согласия суда, указанного в части первой статьи 448 настоящего Кодекса.

Комментарий к Статье 450 УПК РФ

1. До возбуждения уголовного дела ни одно из действий, о которых идет речь в к.с., произведено быть не может.

2. Положения, содержащиеся в к.с., несколько конкретизируются и развиваются в иных законах. Так, неприкосновенность члена Совета Федерации и депутата Государственной Думы распространяется на занимаемые ими жилые и служебные помещения, используемые ими личные и служебные транспортные средства, средства связи, принадлежащие им документы и багаж, на их переписку (ч. 3 ст. 19 Федерального закона "О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания РФ").

3. Депутату законодательного (представительного) или исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации предоставлено право отказаться от дачи свидетельских показаний по уголовному делу об обстоятельствах, ставших ему известными в связи с осуществлением им своих полномочий (ст. 15 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации").

4. Судья неприкосновенен. Неприкосновенность судьи включает в себя неприкосновенность личности, неприкосновенность занимаемых им жилых и служебных помещений, используемых им личных и служебных транспортных средств, принадлежащих ему документов, багажа и иного имущества, тайну переписки и иной корреспонденции (телефонных переговоров, почтовых, телеграфных, других электрических и иных принимаемых и отправляемых судьей сообщений) (ч. 1 ст. 16 Закона РФ "О статусе судей в Российской Федерации").

5. Решение об избрании в отношении судьи в качестве меры пресечения заключения под стражу принимается:

- в отношении судьи Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ, верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа, военного суда, федерального арбитражного суда - судебной коллегией в составе трех судей Верховного Суда РФ по ходатайству председателя Следственного комитета РФ;

- в отношении судьи иного суда - судебной коллегией в составе трех судей соответственно верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа по ходатайству председателя Следственного комитета РФ (ч. 6 ст. 16 Закона РФ "О статусе судей в Российской Федерации").

6. Осуществление в отношении судьи следственных действий (если в отношении судьи не возбуждено уголовное дело либо он не привлечен в качестве обвиняемого по уголовному делу), связанных с нарушением его неприкосновенности (в том числе осуществляемых в соответствии с УПК РФ не иначе как на основании судебного решения), допускается не иначе как на основании решения, принимаемого:

- в отношении судьи Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ, верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа, военного суда, федерального арбитражного суда - судебной коллегией в составе трех судей Верховного Суда РФ;

- в отношении судьи иного суда - судебной коллегией в составе трех судей соответственно верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа (ч. 7 ст. 16 Закона РФ "О статусе судей в Российской Федерации").

7. Личный досмотр судьи не допускается, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом в целях обеспечения безопасности других людей (ч. 5 ст. 16 Закона РФ "О статусе судей в Российской Федерации").

8. Исходя из редакции п. 5 к.с., когда в отношении должностного лица не возбуждено уголовное дело и он не привлечен в качестве обвиняемого, решение о производстве процессуального (следственного) действия, осуществляемого в соответствии с УПК РФ не иначе как на основании судебного решения, принимается в отношении Генерального прокурора РФ, председателя Следственного комитета РФ - с согласия коллегии, состоящей из трех судей Верховного Суда РФ.

9. После возбуждения уголовного дела в отношении судьи либо привлечения его в качестве обвиняемого по уголовному делу следственные действия в отношении судьи производятся в общем порядке (ч. 7 ст. 16 Закона РФ "О статусе судей в Российской Федерации").

10. Правила избрания меры пресечения и производства отдельных следственных действий в отношении судьи в полной мере касаются и присяжных заседателей в период осуществления ими правосудия (ч. 1 ст. 12 Федерального закона "О присяжных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в Российской Федерации" и ст. 16 Закона РФ "О статусе судей в Российской Федерации").

11. Уполномоченный по правам человека в РФ в течение всего срока его полномочий не может быть без согласия Государственной Думы подвергнут обыску, за исключением случаев задержания на месте преступления. Неприкосновенность Уполномоченного по правам человека в РФ распространяется на его жилое и служебное помещения, багаж, личное и служебное транспортные средства, переписку, используемые им средства связи, а также на принадлежащие ему документы (ч. 1 ст. 12 Федерального конституционного закона "Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации").

12. Уполномоченному по правам человека в РФ предоставлено право отказаться от дачи свидетельских показаний по уголовному делу об обстоятельствах, ставших ему известными в связи с выполнением его обязанностей (ч. 2 ст. 24 Федерального конституционного закона "Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации").

13. Председатель Счетной палаты, заместитель председателя Счетной палаты и аудиторы Счетной палаты не могут быть арестованы без согласия той палаты Федерального Собрания РФ, которая их назначила на должность в Счетную палату (ч. 1 ст. 39 Федерального закона "О Счетной палате Российской Федерации").

14. Частью 2 ст. 42 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" не допускается привод прокурора, а ч. 3 ст. 29 Федерального закона "О Следственном комитете Российской Федерации" - председателя Следственного комитета РФ, заместителя председателя Следственного комитета РФ, руководителя подразделения центрального аппарата Следственного комитета РФ, их первых заместителей и заместителей, руководителя главного следственного управления, следственного управления, следственного отдела и следственного отделения, их первых заместителей и заместителей, руководителя подразделения аппарата главного следственного управления, следственного управления, следственного отдела и их заместителей, следователя, старшего следователя, следователя по особо важным делам, старшего следователя по особо важным делам, следователя-криминалиста и (или) старшего следователя-криминалиста следственного органа Следственного комитета РФ.

15. В ч. 4.1 к.с. закреплены дополнительные гарантии неприкосновенности зарегистрированных кандидатов в депутаты Государственной Думы и зарегистрированных кандидатов в депутаты законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации. Аналогичными правами наделены и все иные зарегистрированные кандидаты на замещаемую посредством прямых выборов должность или на членство в органе (палате органа) государственной власти либо органе местного самоуправления. Ходатайство перед судом об избрании в качестве меры пресечения заключения под стражу в отношении такого зарегистрированного кандидата может быть возбуждено лишь с согласия руководителя следственного органа Следственного комитета РФ (соответственно уровню выборов) (ч. 4 ст. 41 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации").

16. Зарегистрированный кандидат в депутаты представительного органа местного самоуправления, кандидат на должность выборного должностного лица местного самоуправления не могут быть на территории муниципального образования арестованы без согласия прокурора субъекта Российской Федерации. Меры пресечения или иные уголовно-процессуальные меры на территории муниципального образования могут быть применены к ним только по постановлению суда (ч. 4 ст. 24 Временного положения о проведении выборов депутатов представительных органов местного самоуправления и выборных должностных лиц местного самоуправления в субъектах Российской Федерации, не обеспечивших реализацию конституционных прав граждан РФ избирать и быть избранными в органы местного самоуправления).

17. При даче согласия на возбуждение перед судом ходатайства об избрании в качестве меры пресечения заключения под стражу в отношении кандидата на должность Президента РФ (ч. 6 ст. 42 Федерального закона "О выборах Президента Российской Федерации") и (или) депутата Государственной Думы Федерального Собрания РФ (ч. 3 ст. 47 Федерального закона "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации") председатель Следственного комитета РФ немедленно извещает об этом Центральную избирательную комиссию Российской Федерации.

18. Президент РФ в порядке, установленном УПК РФ, вправе по представлению Генерального прокурора РФ временно отстранить высшее должностное лицо субъекта РФ (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ) от исполнения обязанностей в случае предъявления указанному лицу обвинения в совершении преступления. Решение о временном отстранении высшего должностного лица субъекта РФ (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ) от исполнения обязанностей принимается в форме указа (п. 4 ст. 29.1 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации").

19. Решение Президента РФ об отрешении высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) от должности принимается в форме указа (п. 5 ст. 29.1 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации"). Решение об отрешении от должности либо о временном отстранении от исполнения обязанностей высшего должностного лица субъекта РФ (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ) доводятся до сведения законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ.

20. Высшее должностное лицо субъекта РФ (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ) вправе обжаловать в Верховный Суд РФ соответствующий указ Президента РФ в течение 10 дней со дня его официального опубликования.

21. Верховный Суд РФ должен рассмотреть жалобу и принять решение не позднее 10 дней со дня ее подачи (п. 6 ст. 29.1 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации").

22. Следственные действия в отношении адвоката (в том числе в жилых и служебных помещениях, используемых им для осуществления адвокатской деятельности) могут быть произведены только по судебному решению (ч. 3 ст. 8 Федерального закона "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации").

23. Пятисуточный срок исчисляется по общим правилам, изложенным в ст. 128 УПК РФ (см. комментарий к ст. 128 УПК РФ).

24. См. также комментарий к ст. ст. 179, 182, 447 - 449 УПК РФ.

Другой комментарий к Ст. 450 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации

1. Часть 1 комментируемой статьи предусматривает возможность проведения следственных и иных процессуальных действий в отношении любого указанного в ст. 448 УПК РФ лица, если против него возбуждено уголовное дело или оно привлечено в качестве обвиняемого, за исключением задержания (ст. 449). К числу таких действий, например, относятся допрос, очная ставка, освидетельствование, экспертиза, наложение ареста на почтово-телеграфную корреспонденцию, ее осмотр и выемка, контроль и запись телефонных и иных переговоров и др. (об исключениях см. ч. ч. 2 - 5 данной статьи).

2. Часть 2 комментируемой статьи предусматривает необходимость получения согласия Конституционного Суда РФ в отношении судьи этого суда и согласия соответствующей квалификационной коллегии в отношении остальных судей на применение меры пресечения в виде заключения под стражу.

3. В ч. 3 данной статьи установлены гарантии неприкосновенности членов Совета Федерации, депутатов Государственной Думы, Президента РФ, прекратившего исполнение своих полномочий, Уполномоченного по правам человека в РФ, состоящие в том, что избрание для них меры пресечения в виде заключения под стражу и производство обыска допускаются лишь с согласия соответственно Совета Федерации или Государственной Думы.

4. Гарантиями неприкосновенности судей (ч. 4 данной статьи) являются: мотивированное решение Конституционного Суда РФ (в отношении судей этого суда) или заключение соответствующей квалификационной коллегии судей (в отношении остальных судей) о заключении судьи под стражу в виде меры пресечения и производства обыска.

5. В ч. 5 комментируемой статьи речь идет о лицах, указанных в ст. 447, в отношении которых уголовное дело еще не возбуждено и которые еще не привлечены в качестве обвиняемых. Для проведения в отношении их следственных и иных процессуальных действий, требующих судебного решения (обыски и выемки в жилище, контроль и запись телефонных и иных переговоров, арест, осмотр и выемка корреспонденции и др.), необходимо получить согласие суда, указанного в ч. 1 ст. 448 УПК РФ, и необходимо соблюдать процедуры, предусмотренные ч. 1 ст. 448. Они ограничиваются представлением следственного органа (комитета) соответствующего уровня и дачей заключения коллегией из трех судей в случаях, предусмотренных ст. 448 настоящего Кодекса.

6. Вводя гарантии против необоснованного заключения под стражу депутатов, судей, других указанных выше лиц, закон имеет в виду недопустимость (без специального разрешения) и других способов лишения свободы - продления срока содержания под стражей, домашнего ареста, принудительного помещения на экспертизу в стационар психиатрического и иного медицинского учреждения. Под обыском понимается личный обыск, обыск в жилище и в служебных помещениях. К обыску приравнивается выемка и осмотр места происшествия, осуществляемые в жилище.