Перейти к основному содержанию

Статья 163 УПК РФ. Производство предварительного следствия следственной группой

Новая редакция Ст. 163 УПК РФ

1. Производство предварительного следствия по уголовному делу в случае его сложности или большого объема может быть поручено следственной группе, о чем выносится отдельное постановление или указывается в постановлении о возбуждении уголовного дела.

2. Решение о производстве предварительного следствия следственной группой, об изменении ее состава принимает руководитель следственного органа. В постановлении должны быть перечислены все следователи, которым поручено производство предварительного следствия, в том числе указывается, какой следователь назначается руководителем следственной группы. К работе следственной группы могут быть привлечены должностные лица органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность. Состав следственной группы объявляется подозреваемому, обвиняемому, потерпевшему.

3. Руководитель следственной группы принимает уголовное дело к своему производству, организует работу следственной группы, руководит действиями других следователей, составляет обвинительное заключение либо выносит постановление о направлении уголовного дела в суд для рассмотрения вопроса о применении принудительных мер медицинского характера к лицу, совершившему преступление, и направляет данное постановление вместе с уголовным делом прокурору.

4. Руководитель следственной группы принимает решения о:

1) выделении уголовных дел в отдельное производство в порядке, установленном статьями 153 - 155 настоящего Кодекса;

2) прекращении уголовного дела полностью или частично;

3) приостановлении или возобновлении производства по уголовному делу;

4) привлечении лица в качестве обвиняемого и об объеме предъявляемого ему обвинения;

5) направлении обвиняемого в медицинскую организацию, оказывающую медицинскую помощь в стационарных условиях, или в медицинскую организацию, оказывающую психиатрическую помощь в стационарных условиях, для производства соответственно судебно-медицинской или судебно-психиатрической экспертизы, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 3 части второй статьи 29 настоящего Кодекса;

6) возбуждении перед руководителем следственного органа ходатайства о продлении срока предварительного следствия;

7) возбуждении перед судом ходатайства об избрании меры пресечения, а также о производстве следственных и иных процессуальных действий, предусмотренных частью второй статьи 29 настоящего Кодекса.

5. Руководитель и члены следственной группы вправе участвовать в следственных действиях, производимых другими следователями, лично производить следственные действия и принимать решения по уголовному делу в порядке, установленном настоящим Кодексом.

Комментарий к Статье 163 УПК РФ

1. Одновременное расследование одного дела группой следователей способствует оперативности и быстроте, полноте, всесторонности и объективности расследования, эффективному устранению обстоятельств, способствовавших совершению преступления, взаимообогащению опыта каждого из участников группы.

2. К сложным следует относить уголовные дела:

- с множеством версий, которые следует отрабатывать одновременно;

- о преступлениях преступников-гастролеров, когда совершаемые ими преступления имели место в разных городах и районах;

- многоэпизодные;

- по преступным организациям и сообществам;

- расследование которых усложняется многообразием методов совершения и сокрытия преступлений.

3. Решение о производстве предварительного следствия следственной группой может быть принято руководителем следственного органа одновременно с возбуждением им уголовного дела или же по уже возбужденному уголовному делу.

4. В случае создания следственной группы ее состав должен быть объявлен не только подозреваемому, обвиняемому, потерпевшему, но и всем иным участникам, имеющим самостоятельный интерес в процессе. Им должна быть предоставлена возможность заявить одному из ее членов или всем следователям отвод.

5. Состав следственной группы, расследующей уголовное дело, должен быть объявлен не только подозреваемому, обвиняемому, но и каждому из лиц, которые признаны потерпевшими по делу путем вынесения специального постановления. Может случиться так, что лицо потерпевшими было признано по другому уголовному делу. Однако если это дело соединено с тем, расследование которого поручено следственной группе, то и такой потерпевший наделен правом знать состав следственной группы.

6. Потерпевшему обязаны объявить состав следственной группы и в том случае, если он не заявлял ходатайства об осуществлении данного действия. Если же он заявит ходатайство о предоставлении ему копии постановления о поручении следственной группе производства предварительного следствия по уголовному делу, данный процессуальный документ ему должен быть выдан в соответствии с п. 13 ч. 2 ст. 42 УПК РФ. Это постановление, несомненно, затрагивает его интересы.

7. Еще одно уточнение. Под составом следственной группы здесь понимается не только состав следователей (руководитель и члены следственной группы). Полагаем, что к составу следственной группы относятся и должностные лица органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, привлеченные к работе следственной группы.

8. Вынесение основных решений по делу (решений, перечисленных в п. п. 3 и 4 к.с.) - обязанность и право руководителя следственной группы, даже если проект постановления о возбуждении перед судом ходатайства об избрании меры пресечения (производстве следственных и иных процессуальных действий, предусмотренных ч. 2 ст. 29 УПК РФ), о привлечении лица в качестве обвиняемого и об объеме предъявляемого ему обвинения, обвинительного заключения готовился другим членом следственной группы, подписывать его должен руководитель. От его имени, а не от имени всех членов группы выносятся такие решения. Он же будет нести ответственность за незаконность или необоснованность своих (им подписанных) решений.

9. Менее важные документы могут составляться от имени любого из членов группы.

10. Должностные лица органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, к работе следственной группы обычно привлекаются приказом руководителя органа внутренних дел, у которого в подчинении находятся как составляющие указанную группу следователи, так и привлекаемые к ней сотрудники оперативных служб (соответствующего органа дознания). После этого следователь вправе давать представителям органа дознания (органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность) не письменные, а устные поручения, не через начальника органа дознания, а непосредственно.

11. См. также комментарий к ст. ст. 5, 7, 11, 39, 85, 96, 111, 117, 119, 122, 133, 135 - 137, 139, 144, 146, 155, 156 УПК РФ.

Другой комментарий к Ст. 163 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации

1. По общему правилу предварительное следствие по уголовному делу производится следователем единолично. Однако в случае его сложности или большого объема следственной работы производство предварительного следствия может быть поручено следственной группе, которую иногда именуют следственной бригадой.

2. Следственная группа создается постановлением руководителя следственного органа. Любое произвольное изменение состава следственной группы, в частности принятие к своему производству уголовного дела должностным лицом, которому руководство группой не поручено постановлением о ее создании (или отдельным постановлением), влечет признание недопустимыми доказательств, полученных в результате расследования <1>.
--------------------------------
<1> БВС. 2005. N 2. С. 18.

3. Из содержания ч. ч. 3 и 4 комментируемой статьи явствует, что руководитель следственной группы лично принимает все принципиальные решения по уголовному делу, и поэтому именно он, бригадир, несет ответственность за судьбу уголовного дела и обоснованность уголовного преследования.

4. Согласно ч. 2 комментируемой статьи к работе следственной группы могут быть привлечены должностные лица органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, иначе говоря, оперативные работники органов федеральной службы безопасности, криминальной милиции и др. Группы в таком составе принято называть следственно-оперативными. Их деятельность основывается на богатом опыте прошлого. Основная задача оперативных работников, входящих в такие группы, - добывание оперативно-розыскной разведывательной информации, поддающейся проверке следственным путем. Такая форма взаимодействия следователя с оперативными работниками проста и удобна. В условиях, когда предварительное следствие вмонтировано в структуру органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, она кажется естественной и не требующей размышлений. На самом же деле с теоретической точки зрения такая форма взаимодействия небезупречна, а с практической - чревата очень серьезными негативными последствиями. В ст. 38 УПК РФ, определяющей процессуальное положение следователя, непосредственных правоотношений между ним и оперативными работниками не предусмотрено. Согласно этой статье давать письменные поручения о проведении оперативно-розыскных мероприятий следователь вправе не оперативному работнику, а органу дознания. Иначе говоря, прямые связи в подобных случаях должны складываться между следователем и соответствующим органом (звеном) милиции в лице руководителя данного органа (звена), осуществляющего оперативно-розыскную, уголовно-процессуальную и административную юрисдикцию на строго определенной территории. Это значит, что при необходимости привлечения органа дознания к эпизодическому или к более-менее постоянному участию в расследовании уголовного дела, находящегося в производстве следователя, "траектория" развития официальных отношений должна быть следующей: следователь принимает процессуальное решение о производстве следственного действия, серии следственных действий или об отдельном направлении расследования (например, о проверке той или иной версии), определяет необходимые силы и средства для его осуществления и поручает производство определенных следственных действий органу дознания и/или ставит перед ним задачу, подлежащую решению оперативно-розыскным путем, не вникая, естественно, в содержание предстоящих оперативно-розыскных мероприятий. Сформулированное поручение следователя адресуется начальнику органа дознания, который обязан организовать и проконтролировать его исполнение и сообщить следователю о результатах. Назначенные руководителем органа дознания конкретные исполнители следственного поручения исполняют, по сути дела, не его, а распоряжение своего непосредственного начальника, которому они подчинены по службе. О результатах и происшествиях они обязаны доложить своему начальнику, а не следователю. Согласно этой схеме каждый делает свое дело строго в пределах своих функций и своей компетенции и соответственно каждый отвечает за то, за что ему положено отвечать по службе.